В рамках IV Ставропольского форума Всемирного Русского Народного Собора состоялись заседания круглых столов по четырём секциям. Их участники изучили отдельные аспекты темы семьи, которая в этом году стала ключевой для форума.
В четвёртой секции более 50 экспертов обсуждали тему: «Медико-психологические проблемы современной семьи, материнства и детства, правовая защита семьи, материнства и детства».
Слово было предоставлено главе представительства управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации Вак-Войя Баисе. Он говорил о важности защиты семей и детей во время вынужденного перемещения.
Вак-Войя Баиса рассказал, как сотрудник ООН, 25 лет работающий с беженцами, постоянно наблюдает, как определённая часть общества старается не замечать проблемы беженцев. Эксперт рассказал о лагере беженцев из Сомали в Кении, где люди живут уже больше 20 лет без возможности выйти за пределы ограниченной территории. В лагере родилось уже третье поколение.
– Если у человека нет доступа к образованию, к медицинскому обслуживанию, к соцзащите, то у него нет будущего. Такие люди легко подвержены вербовке в террористические организации. И это очень большая проблема для общества, – считает Вак-Войя Баиса.
Заместитель председателя правительства Ставропольского края Ирина Кувалдина в свою очередь рассказала о российском подходе к организации приёма беженцев. Ставропольский край в числе других южных регионов страны столкнулся с волной переселенцев из Донбасса летом 2014 года, когда в восточной части Украины вспыхнули боевые действия.
– У нас в России другой подход. Никогда в России не селили беженцев в лагеря. И когда к нам приезжали жители Украины, мы создавали пункты временного размещения, чтобы поселить там людей на начальном этапе. А дальше старались предоставить условия для полноценной жизни. На территории Ставропольского края живут турки-месхетинцы, приехавшие в своё время из Турции казаки-некрасовцы, которых мы приняли, как родных, ещё в середине прошлого века. Сама ментальность русского народа, наши обычаи таковы: мы принимаем всех. Мы стараемся помогать всем людям, которые оказываются на территории нашего Ставропольского края, – подчеркнула Ирина Кувалдина.
После обсуждения проблемы вынужденных переселенцев прозвучал доклад архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта «О коэффициенте полезного действия государственных и муниципальных органов, созданных для защиты семьи, материнства и детства». Священнослужитель подчеркнул, что поддержка семей – безусловный приоритет социальной политики нашего государства. Однако практическая деятельность органов, созданных для выполнения этой функции, зачастую приносит противоположные результаты.
Архиепископ рассказал, что с 2013 года в Пятигорской епархии действует кризисный социальный центр помощи женщинам с детьми и беременным, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Он называется «Дом для мамы». Причём, когда юрист кризисного центра занимается правовым сопровождением подопечных, он нередко выступает оппонентом специалистам органов опеки и попечительства.
– Специалист отдела опеки и попечительства порой может настаивать на оставлении ребёнка в приёмной семье, где ребёнку некомфортно психологически, но есть большой холодильник и много игрушек. И одновременно будет высказываться против возвращения ребёнка матери, хотя та доказала, что ради малыша готова свернуть горы, преодолела депрессию, нашла работу, с помощью волонтёров провела ремонт в своём доме. Но главное – она любит ребёнка, а ребёнок любит свою мать. Это странный метод. В нашей стране, и в том числе на Кавказе, не приветствуется достижение материального благополучия за счёт разрушения семьи. Сегодня семейные ценности актуальны, как и тысячу лет назад. И актуальны они, как никогда, – сказал архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
Архиерей предложил объединить усилия общественников и чиновников. Волонтёры центра вместе с сотрудниками органов опеки могут посещать трудные семьи, подключать психологов, юристов, помогать с ремонтом и покупкой бытовой техники.
Также архиепископ Феофилакт выступил с инициативой на правовом уровне переосмыслить статус многодетных семей. Когда старшие дети переступают черту совершеннолетия, семья теряют статус многодетной. По мнению архиепископа, детям в этот период по-прежнему нужна родительская помощь, ведь у них нет образования, жилья, жизненного опыта. Он предложил сохранять статус многодетной семьи до достижения совершеннолетия младшим ребёнком.
Позицию государственных органов по вопросу работы органов опеки и попечительства озвучила зампред краевого правительства Ирина Кувалдина. Она напомнила, что сегодня государство ставит перед органами опеки задачу по сохранению биологической семьи. И попросила сообщать обо всех случаях неправомочных действий сотрудников данных органов.
Детский психолог, член Совета при уполномоченном по правам ребёнка в Российской Федерации по защите традиционных семейных ценностей Ирина Медведева сообщила, что совсем иное отношение к вопросу изъятия детей из семьи наблюдала в Москве и Московской области.
Эксперт рассказала, что подчас даже после выполнения требований органов опеки детей не спешат возвращать и ставят новые условия. Она поблагодарила ставропольских коллег за иную, более гуманную политику в вопросе сохранения семей.
Ещё одним докладчиком на секции стала председатель комитета Думы Ставропольского края по образованию и науке Людмила Кузякова. Она говорила о законодательном регулировании вопросов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Людмила Кузякова сообщила данные статистики. В 2014 году в России насчитывалось 540,8 тысяч детей-инвалидов. По сравнению с 2010 годом их число выросло практически на 3%. И одна из причин в том, что родители не ведут здоровый образ жизни. В Ставропольском крае около 15 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 тысяч детей-инвалидов. Сегодня Дума и правительство края обеспокоены этой ситуацией и подготовили ряд нормативных актов, чтобы её изменить.
В частности, с сентября текущего года вступили в силу изменения в краевом законе об образовании, которые чётко определяют особенности воспитания и обучения детей-инвалидов. Другие нормативные акты описывают механизмы обучения на дому. Одним из важнейших правовых документов Людмила Кузякова назвала закон об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Он начал действовать в 2008 году. По мнению эксперта, только после этого в крае стали активно строить пандусы, чтобы люди с ограничениями по здоровью смогли попасть в поликлиники, школы, детские сады и другие учреждения.
– Дети с ограниченными возможностями здоровья должны находиться в среде сверстников, в том числе здоровых. Самое страшное для такого ребёнка – остаться один на один со своей болезнью и со своей бедой. Ему надо дать возможность пообщаться с такими же детьми, как и он. Чтобы поделиться проблемами, а может быть и достижениями. Это сложная проблема, и постепенно она решается. В 2012 году в крае было только три инклюзивных школы. В 2015 таких образовательных организаций 511, и обучаются в ней больше 4 тысяч детей. 34 школы оснащены специальным оборудованием. Людмила Кузякова сообщила, что сложности возникают у детей с инвалидностью и с дальнейшим профессиональным образованием. Сегодня в шести образовательных организациях дети с ограничениями по здоровью получают рабочие специальности, обучаются экономике, программированию. Следующая цель – открыть для них доступ к высшему образованию. Эксперт предложила объединять усилия по достижению этого результата.
Перед участниками секции выступила практикующий психолог, заместитель директора Центра психолого-педагогической помощи населению «Альгис» Елена Бондаренко. Она рассказала о работе центра и созданной при нём в 2007 году социально-психологической службе семьи. В команду службы вошли не только психологи, педагоги, соцработники, но и юрисконсульты, а также другие специалисты. Служба занимается профилактикой, помощью и реабилитацией семей. Причём её сотрудники работают как в самом Центре, так и в семьях. Для этого, в частности, создана мобильная социальная служба, которая при необходимости оперативно выезжает в семьи. Центр реализует программы психологической подготовки старшеклассников к созданию семьи, а беременных женщин – к рождению детей. Есть программы работы с несовершеннолетними по восстановлению их эмоционального комфорта, повышению психологической защищённости.
Эксперт озвучила проблему: с 2015 года по закону получателем социальных услуг может быть не семья, а только отдельный гражданин. Но, по ее мнению, если не помогать семье в целом, то и результата не будет. В центре не отказываются от семейной помощи, просто находят новые формы, которые отвечают букве закона.
– Сложность работы психологов с трудными подростками в том, что результат, по сути, является отсроченным. Мы не видим его сразу же. Можем только надеяться, что в будущем дети сделают правильный выбор, создадут семью и станут родителями, – отметила Елена Бондаренко.
Вопрос подготовки молодых людей к рождению детей очень заинтересовал участников секции, между ними завязалась живая дискуссия. В частности, Татьяна Боташева, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник акушерско-гинекологического отдела Ростовского научно-исследовательского института акушерства и педиатрии Минздрава РФ сообщила, что сегодня по результатам исследований только 6% женщин ориентированы непосредственно на материнство. Для других ребёнок – это способ достижения определённых экономических, социальных и личных целей. По мнению эксперта, подготовку к материнству нужно перенести не на подростковый, а возможно даже на дошкольный уровень.
Своё мнение высказала Валентина Муравьёва, заведующая кафедрой общественного здоровья, организации здравоохранения и медицинской информатики Ставропольского государственного медицинского университета. Она обозначила медицинскую проблему, которая сегодня существенно влияет на возможность появления на свет детей – это женское и мужское бесплодие.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что подготовить современное молодое поколение к рождению и ответственному воспитанию детей поможет только единая политика государства, направленная на формирование общих и незыблемых семейных ценностей одновременно с постепенным решением конкретных прикладных проблем.