В Пятигорске открылась выставка работ лауреата Государственной премии РФ и театральной премии «Золотая маска», создателя театра «Арвайдан»
(«Небесное зеркало») Виолы Ходовой.
Эта уникальная художница ушла из жизни в прошлом году. В столицу СКФО часть творческого наследия автора привезла ее мать, руководитель камерного хора «Алания» Агунда Кокойти.
— Буквально две недели назад выставка впервые увидела свет в Осетии, — рассказала А. Кокойти. — Организовать показ в Пятигорске меня попросила директор Дома национальных культур Эмма Дзитиева.
Виола Ходова выросла в талантливой семье, что, конечно, сказалось на ее судьбе. Мама, хормейстер, и отец, известный скульптор, Николай Ходов воспитывали дочь в творческой атмосфере.
Яркий режиссер Виола Ходова подарила жителям Осетии и всего мира новое течение в национальном искусстве — обрядовый театр «Арвайдан».
Виола Ходова нашла нестандартный подход к привычному. Традиции через призму философии. Выступления ее коллектива неизменно проходили с большим успехом. Для театралов представления «Арвайдан» стали настоящим откровением. Труппа выступала в России и за границей.
Европейский дебют прошел на крупнейшем творческом фестивале в Эдинбурге. Специалисты говорили о том, что Виола Ходова совершила культурный переворот в театральном мире. Она не эпатировала, а погружала в абсолютную эстетику, трансформировала уже известное в новую художественную реальность.
В Пятигорске присутствует лишь часть художественного наследия. Выставку работ Виолы можно разделить условно на три составляющие. Это два спектакля «Золото нартов» и «Арвайдан» и картины: цикл «Боги Греции», а также натюрморты и др.
Итак, «Золото нартов» — постановка осетинского эпоса. Трагичная история о двух братьях-близнецах, которые полюбили одну девушку. «Арвайдан» — представление культуры РСО — Алания. Как рассказала Агунда Кокойти, все эти работы искусствоведы и художники по всему миру называют творчеством XIX века. Уникальные костюмы к спектаклям заключают в себе традиции осетинского народа.
Виола Ходова долго жила на Кипре. Там она взялась за цикл «Боги Греции». В программе было 40 картин, но она успела написать только 12.
— Виола работала кистями тоньше волоса, — вспоминает мать художницы. — В каждом сантиметре любого полотна — столько труда! Здесь во многих произведениях в узоры вплетены глаза — они символизируют взгляд свыше на жизнь человека.
Греческая подборка, привезенная в Пятигорск, включает в себя следующие полотна: Гипноз, напоминающий рентгеновский снимок человеческого мозга, контрастирующего с окном в подсознание; мрачный Танатос — бог смерти; агонизирующий Арес — бог войны; красивая, но довольно агрессивная Афродита — богиня любви; насыщенный линиями Посейдон — бог морей; опасные сирены; пугающие эринии —
богини мести и Хаос — бесконечное пространство. В данном цикле особенно выделяется картина «Геракл и железные птицы». В отличие от всех черно-серых работ, она выполнена с использованием охры. Это фрагмент к большому триптиху, который Виола Ходова не успела закончить.
В другом конце зала расположились полотна, настолько отличающиеся от цикла «Боги Греции», что можно подумать, будто их написал другой художник. Однако это разнообразный, широкий талант Виолы Ходовой позволял ей творить совершенно в разных стилях. Так что посетители выставки могли полюбоваться на прекрасные, яркие, сочные натюрморты; изображения древних осетинских святынь и дипломную работу автора — картину «Карнавал».
В целом выставка производит сильное впечатление и показывает непостижимую глубину души художницы.
Душа художника в картинах
Фото: pravda-kmv.ru
Источник: Пятигорская правда
19.10.2016 20:01