Дутые сенсации вокруг Матильды

Кругом измена, трусость и обман. Такой беспощадный приговор своему ближайшему окружению вынес последний российский император Николай II, отрекаясь от престола. Но это был безжалостный вердикт не только по отношению к хроническим временщикам у власти – это был и смертельный приговор ведущей европейской державе, каковой на рубеже веков являлась великая Русь.

Что нужно сделать, чтобы история не повторилась? Вот главный вопрос, который обнажает перед обществом нынешний год 100-летия двух русских революций. Но вместо глубокого исторического анализа появляются нередко сомнительные сенсации. Вот и трагическая фигура самодержца куда чаще вызывает скандальный интерес псевдоисториков, шарлатанов и расплодившихся претендентов на царский трон. Канонизированный святой и примерный семьянин Николай II предстает вдруг любвеобильным ловеласом в фильме «Матильда», а на знатное родство с этой известной примой-балериной, а заодно и с императором, претендуют отец и сын Севенарды, которые стали героями телепередачи «Прямой эфир» на телеканале Россия-1.

С участниками этой нашумевшей телепрограммы, потомками дворянского рода Севенардов, мне довелось общаться полтора десятилетия назад в Кисловодске, не подозревая тогда, что я беру интервью у «наследников» самого императора, за которых они выдают себя сегодня. Во время наших встреч в городе-курорте они еще не заикались ни о загадочном золотом кладе Матильды Кшесинской, ни о правах на престол. В те годы мы беседовали не о загадочном наследстве, а о творческом наследии генералиссимуса русского балета.

– Дворянство – это не кровь, а состояние души. Это люди, смыслом жизни которых было беззаветное и бескорыстное служение Отечеству. А служат Отчизне не только офицеры, но и люди искусства, в том числе, балерины, – убежденно подчеркивал Константин Севенард-младший. А старший Севенард, Юрий, с гордостью рассказывал о своей работе инженера-гидростроителя на знаменитых стройках Красноярской, Нурекской и Асуанской ГЭС. Сегодня тщеславные помыслы отца и сына преследуют другие цели.

Зачем, спрашивается, поднимать мутный ил со дна истории? Откуда появляются акты об экспертизе без проведения самой экспертизы? Падкие на сенсации кинематографисты выпускают сомнительную мелодраму «Матильда» о любовных приключениях балерины и цесаревича. Да, был такой бурный роман молодости, но только до женитьбы Николая II на принявшей православие Александре Федоровне. Так зачем «художественным вымыслом» оскорблять прошлое, а заодно и религиозные чувства верующих? Не случайно депутат Думы РФ Наталья Поклонская обратилась в Генеральную прокуратуру по поводу ряда фактов из киноленты, порочащих императора и нашу историю. Режиссер Алексей Учитель настолько обиделся на Поклонскую, что попытался оспорить ее протесты даже на недавней «Прямой линии» с президентом, но Владимир Путин интеллигентно и тактично нивелировал в эфире этот никчемный «творческий» вопрос.

Дело даже не в отдельно взятых домыслах. Разве всех нас не коробит, что роль императора Николая II исполняет… порнозвезда? Какое-то помутнение мастеров экрана. Вспомните зарубежный фильм «Война и мир», где мужественного, достойного русского князя Андрея Болконского тоже играет импортный «голубой» извращенец. Да от такого отношения к нашей классике, к нашей истории нас буквально выворачивает наизнанку!

Откуда только берутся эти неубывающие «дети лейтенанта Шмидта»? И не только в России: на днях арестован так называемый «принц Черногории», который даровал тщеславным гражданам титулы и побрякушки – разумеется, за баснословное вознаграждение. После революции десятки(!) самозванцев выдавали себя за княжну Анну и других якобы выживших царских особ. А мы порой – то ли от дремучего невежества, то ли от желания быть причастными к истории – потакаем тщеславным выдумщикам. На проспекте Ленина в Кисловодске вдруг появился именной указатель «Дача Кшесинской» (имеется в виду великолепный старинный особняк Твалчрелидзе, который не имеет никакого отношения к балерине, но непроверенная информация в Интернете называет особняк как предполагаемое место проживания, но не владения Кшесинской).

Придется напомнить горький урок, который не пошел впрок: когда в советское время местный краевед упомянул в печати «Дачу Кшесинской», ее родственники в Париже потребовали отдать им этот особняк. Нашим юристам пришлось доказывать (и доказать!) в судах, что никакой частной собственности в Кисловодске у Матильды никогда не было. Как бы нам опять не пришлось судиться по вине невежественных любителей дутых сенсаций! Если семейство Севенардов претендует на золотой клад Матильды Кшесинской без единого документа, то глупый и недостоверный указатель в Кисловодске «Дача Кшесинской» вполне может стать поводом для судебного иска. А наши околокультурные и прочие тщеславные творцы истории продолжают выдумывать дутые и опасные сенсации, где вместо документальных свидетельств звучат смехотворные аргументы: «Мне одна бабушка рассказывала», «Я видела документы, но они потерялись»…

Отечественная культура по праву гордится известными на весь мир «балетными» именами Павловой, Улановой, Плисецкой. В этом славном ряду долгое время (по былым идеологическим соображениям) недоставало первой звезды императорского балета, хотя именно Матильда Кшесинская впервые потеснила заморских танцовщиц и первой среди россиянок исполнила 32 фуэте, став примой-балериной. Перед вынужденной эмиграцией, отчаянно противясь разлуке с Родиной, звезда императорского балета Матильда Кшесинская действительно поселяется почти на три года в Кисловодске – на частных квартирах. Ее яркую жизнь, которая куда богаче надуманных историй, можно разделить на три периода: 45 лет она прожила в Петербурге, 51 год – в Париже. Но где бы ни была прима-балерина, в ее памяти всегда оставался еще один город – прославленный курорт Кисловодск. Здесь она жила, с небольшими перерывами, с июня 1917-го по декабрь 1919 года.

«У меня в Кисловодске оказалось немало друзей и знакомых, и мы постоянно собирались вместе – то у одних, то у других – к чаю, обеду или поиграть в карты», – вспоминала в своих мемуарах великая балерина, чье имя навечно вписано в историю города-курорта. Такова подлинная история, которую надо беречь и не подменять ее дутыми сенсациями.

Анатолий КРАСНИКОВ.

  • Автор  Анатолий КРАСНИКОВ
  •  
    По теме
    Автоинспекторы Грачевского округа выясняют причины столкновения с участием четырех автомобилей вблизи железнодорожного переезда, пострадавших нет - News-Kmv.ru По предварительным данным, сегодня, 28 марта около 15:20 на 543 км автодороги “Астрахань – Элиста – Ставрополь” водитель грузового транспорта Фантом допустил попутное столкновение с впереди движущимся автомобилем Лада Гранта,
    News-Kmv.ru
    В 2024 году планируется более 1500 выездов медицинских бригад в отдалённые территории Ставропольского края в рамках регионального проекта «За здоровье» - ТФОМС СК На Ставрополье продолжается практика выездов медицинских бригад в отдалённые территории края в рамках регионального проекта «За здоровье», инициированного Губернатором Владимиром Владимировым.
    ТФОМС СК
    Поделились опытом - Краевая больница 24 марта 2024 года сотрудники Ставропольской краевой клинической больницы приняли участие в конференции с медицинской общественностью Пятигорска,
    Краевая больница
    Всероссийская акция «Семейные традиции» - Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова С 29 марта по 14 апреля 2024 г. в рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников» пройдёт Всероссийская акция «Семейные традиции»,
    Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова
    Международная Премия #МЫВМЕСТЕ - Историко-краеведческий музей им. И.М. Солодилова 2 марта 2024 года был дан старт четвертому сезону Международной Премии  #МЫВМЕСТЕ Премия — это продолжение одноименной акции взаимопомощи и наследие Всероссийского конкурса «Доброволец России»,
    Историко-краеведческий музей им. И.М. Солодилова