Этот зажигательный «Исламей»

Фото: www.kmvnews.ru

Лето 1868 года. В Нарзанной галерее Кисловодска собралась курортная публика, чтобы послушать выступление гостя из Петербурга – Милия Алексеевича Балакирева. О том, что он не просто композитор, но и глава целого содружества композиторов, так называемой «Могучей кучки», знают далеко не все. Ведь свои произведения Балакирев редко исполняет в концертах. А вот о его исполнительском мастерстве известно многим. И потому публика с нетерпением ждет появления музыканта. Опоздать он не должен, поскольку живет тут же – в одном из гостиничных номеров, устроенных на втором этаже Нарзанной галереи.

Среди нарядных дам и элегантных кавалеров, заполнивших зал, выделяется группа людей в черкесках и папахах, с кинжалами у пояса. Собравшиеся, конечно, слышали, что это горский князь

Измаил Урусбиев со своей свитой. И, естественно, недоумевают: что привело этих «дикарей» на концерт классической музыки? Впрочем, ничего удивительного в этом нет: большинству собравшихся неведомо, что князь – европейски образованный человек, знакомый со многими учеными, писателями, путешественниками – российскими и зарубежными, которых он принимает у себя в ауле, расположенном у самого подножья Эльбруса. Что музыку он любит и знает не хуже, чем кое-кто из сидящих в зале. А главное, что прибыл он из своей глухомани по приглашению Балакирева, с которым они давно подружились.

Князь и его спутники особенно горячо приветствуют появившегося в зале музыканта. И он приветливо кивает им, садясь к роялю. Это не первый приезд композитора на Кавказские Воды. Первый случился шесть лет назад, летом 1862 года. Тогда многое не понравилось здесь Милию Алексеевичу: «Первое впечатление в Пятигорске было неприятное, – писал он приятелю, – нас подвезли к гостинице, вошедши туда, я увидел огромный зал, в одном углу стол, карты, шампанское и офицеры, в другом углу – то же, и везде то же. Общества решительно нет, везде кавказские офицеры…». Но волшебная аура здешних мест очень скоро оказала на приезжего свое колдовское действие. И месяц спустя в письмах Балакирева звучат уже другие мотивы: «Описывать здешнюю природу не стану: мои описания будут никуда не годны для такой великолепной местности».

А еще одной причиной смены настроения композитора стало то, что он оказался в местах, связанных с именем великого русского поэта Лермонтова. Влияние его творчества, его могучий дух становятся важной составляющей благотворного воздействия Кавказских Вод: «Дышу Лермонтовым… Гуляя в Пятигорске у грота, в провале, у Эоловой Арфы, я чуял тень Лермонтова, – он так и носился передо мною. Перечитавши еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует…».

В дальнейшем это «общение с Лермонтовым» именно здесь, на кавказской земле, скажется на композиторской судьбе Милия Алексеевича. Как, кстати сказать, и вспыхнувший интерес к представителям кавказских народов, тогда известным российской публике под единым названием «черкесы»: «Черкесы – это один из самых симпатичных для меня народов», – пишет Балакирев явно после знакомства с Измаилом Урусбиевым и его окружением.

Чрезвычайно важным для второго визита Балакирева на Воды летом 1863 года было и знакомство с Семеном Алексеевичем Смирновым – директором и главным врачом Кавказских Минеральных Вод. Композитор по приезду сразу же поселился в доме Смирнова, который наблюдал за ходом его лечения. Да еще, зная о трудном материальном положении Милия Алексеевича, помог ему организовать платные концерты. И теперь, пять лет спустя, его концертная деятельность успешно продолжается. Своей прекрасной игрой он как бы старается отблагодарить курорты, не только возвратившие ему здоровье, но и подарившие незабываемые впечатления, которые приносит ему каждый визит.

Самые ценные касаются музыки народов Кавказа, узнать которую помог ему Измаил Урусбиев. Еще пять лет назад, заметив у гостя, с которым они именно тогда познакомились и подружились, неподдельный интерес к родным мелодиям, он охотно знакомил с ними русского композитора. Балакирев вспоминал впоследствии: «Интересуясь тамошней народной музыкой, я познакомился с одним черкесским князем, который часто приходил ко мне и играл на своем народном инструменте, похожем отчасти на скрипку, народные мелодии. Одна из них – плясовая «Исламей» мне очень понравилась».

И не просто понравилась, а лишила покоя, запала в душу и терзала ее до тех пор, пока не была написана фортепианная фантазия «Исламей», удивительно яркая и выразительная. Композитор ХХ столетия Б. Асафьев считал, что в ней сконцентрировалась вся творческая энергия Балакирева. Несмотря на трудность исполнения, ее включали в свой репертуар многие видные пианисты. И первым начал делать это сам Балакирев. В сегодняшней программе должны прозвучать не только произведения Бетховена, Шопена, Шумана. Концерт в Нарзанной галерее должен завершиться исполнением «Исламея». Не без волнения смотрит Милий Алексеевич на публику: как воспримет она мелодию, столь непохожую на все, услышанные ранее?

Но опасения напрасны. Чопорная курортная публика оживляется, лица светлеют, а кое-кто даже начал притоптывать ногами в такт музыке. И вдруг седовласый горец из свиты князя Урусбиева вскочил с места, выбрался на свободное пространство рядом с роялем и пустился в пляс – лихо, задорно, словно юноша, хотя, по словам князя, этому узденю было уже за восемьдесят. А когда мелодия отзвучала, старец, возвращаясь на свое место, ни мало не смущаясь, громко заявляет : «Как можно слушать эту музыку сидя – ведь играли же наш «Исламей?».

Наверное, это было самой большой наградой композитору, оставшейся в его памяти на долгие годы. С тех пор Балакирев больше не бывал в наших краях, но до конца жизни сохранил благодарность земле, оплодотворившей его творчество яркой колоритной музыкой своих обитателей.

Вадим ХАЧИКОВ,

заслуженный работник культуры РФ.

  • Автор  Вадим ХАЧИКОВ
  •  
    По теме
     
     
    истории - Кисловодский Экспресс Документальная фотовыставка с таким названием, приуроченная к 100-летию расстрела царской семьи, открылась в Выставочном зале (ул.
    20.07.2018
    Дежурная смена спасателей ПАСС СК выдвинулась на поиски 51-летней уроженки города Невинномысска, которая пропала без вести 10 июля.
    20.07.2018 Газета Кавказская здравница
    Следственным отделом ОМВД России по городу Невинномысску окончено предварительное расследование уголовного дела по обвинению жителя Краснодарского края в совершении мошенничеств и присвоения имущества.
    20.07.2018 Газета Кавказская здравница
    Документальная фотовыставка с таким названием, приуроченная к 100-летию расстрела царской семьи, открылась в Выставочном зале (ул.
    20.07.2018 Кисловодский Экспресс
    Актёр Борис Клюев сыграл многих представителей высшего военного руководства Народный артист России Борис Клюев родился в Москве 13 июля 1944 года.
    18.07.2018 Ставропольские губернские ведомости
    Результаты 10 тура Чемпионата Ставропольского края  21 июля Гигант (Сотниковское) - СтавропольАгроСоюз (Ивановское) 1:3 Голы: Сотников Павел 83 (пенальти) - Егиазаров Эрнест 37, Голубов Дмитрий 56,
    21.07.2018 Федерация футбола
    Спортивные объекты, возведенные в курортном городе к чемпионату мира по футболу, продолжат свою жизнь в рамках Федеральной программы Наследие ЧМ-2018.
    19.07.2018 Кисловодский Экспресс