Кто писал «Лермонтовские экспромты»?

Среди стихотворений М. Ю. Лермонтова, написанных им в Пятигорске летом 1841 года, числятся и семнадцать экспромтов-эпиграмм, правда, публикуемых с пометкой: «Стихотворения, приписываемые Лермонтову». Но многие пишущие о поэте не обращают на пометку никакого внимания и цитируют экспромты в полной убежденности, что все они написаны Михаилом Юрьевичем. Что ж, это вполне понятно – в них ярко отражены многие моменты, связанные с его последним летом – так как оно представлено в ряде работ прошлых лет, посвященных дуэли под Машуком. И, стало быть, позволяют подтвердить строчками поэта авторские мысли.

 

Напомним: лето это, по мнению многих мемуаристов XIX и лермонтоведов ХХ столетия, было характерно, с одной стороны, разгульной жизнью «лермонтовской банды» – пикниками и балами, шумными пирами, сражениями за карточным столом, ухаживанием за дамами. А с другой – нарастающей ненавистью к поэту со стороны его врагов, их интригами, в которых особенно зловещую роль играли генеральша Мерлини, князь Васильчиков и, конечно, будущий убийца Николай Мартынов. И все это есть в экспромтах! Тут и портреты приятелей поэта, и саркастическая характеристика его врагов, и иронические зарисовки пятигорской жизни.

Нынешний век позволил непредвзято взглянуть на то лето и понять, что не было ни «лермонтовской банды», ни разгульной жизни с постоянными развлечениями, ни многочисленных врагов поэта. В таком случае возникает вопрос: почему же Лермонтов, прекрасно знавший истинное положение дел, изобразил в экспромтах и свое окружение, и события последнего лета именно так, как было нужно будущим биографам определенного толка, пожелавшим сделать его жертвой интриг, злобы и зависти? За ним следует и другой вопрос: может быть, не сам Михаил Юрьевич писал эпиграммы, а кто-то из тех, кому они были нужны? Чтобы ответить на эти вопросы, заглянем в историю появления экспромтов вместе с профессором Александром Очманом.

В журнале «Исторический вестник» (№ 2, 3, 4, за 1892 год) литератор Петр Мартьянов опубликовал большую работу о М. Ю. Лермонтове, страстным почитателем которого являлся. В тексте работы содержатся 14 прежде никому неизвестных эпиграмм-экспромтов, созданных Лермонтовым, как утверждает Мартьянов, летом 1841 года в Пятигорске. Но где и как обнаружил автор неизвестные до того времени произведения великого русского поэта? Выяснить это помогает первая работа Мартьянова на лермонтовскую тему, опубликованная в журнале «Всемирный труд» за 1870 год. Ее название «Поэт М. Ю. Лермонтов по запискам и рассказам современников» не отражает истинного положения вещей – Мартьянов приводит данные лишь о беседе с одним-единственным современником поэта – хозяином пятигорской квартиры Лермонтова Василием Ивановичем Чилаевым. Причем сообщает, что получил от него ценные документы – подлинные дела Пятигорской военной комендатуры, а также заметки «Об обстоятельствах, предшествовавших и сопровождавших дуэль поэта с Мартыновым». Документы комендатуры действительно существовали и были опубликованы. А вот следов чилаевских заметок обнаружить не удалось, да и сам Мартьянов их не цитирует и на них не ссылается. Скорее всего, заметок и не было вовсе!

И главное – в этой первой работе, написанной по горячим следам пребывания в Пятигорске и беседы с Чилаевым, нет ни слова о лермонтовских экспромтах! Их публикация состоялась лишь двадцать два года спустя, когда основная масса материалов о Лермонтове – записок и воспоминаний современников, а также первых биографических работ о нем – уже появилась в печати. И в некоторых опубликованных к тому времени мемуарах (Э. А. Шан-Гирей, Н. П. Раевского, К. И. Карпова) проскальзывали упоминания о лермонтовских экспромтах, написанных в Пятигорске летом 1841 года. Не они ли навели Мартьянова на мысль обнародовать некие стихотворные тексты, якобы сообщенные ему пятигорским собеседником Чилаевым?

Но подумаем, мог ли Чилаев сообщить Мартьянову тексты этих экспромтов? Ведь к моменту их встречи это был старик семидесяти с лишним лет, в прошлом рядовой офицер. Лермонтова и его последнее лето Василий Иванович, несомненно, помнил, но явно не так детально, как это представил Мартьянов. Он был человеком другого круга, и в обществе столичных гвардейских офицеров, окружавших Лермонтова, едва ли мог бывать – разве что, как хозяин квартиры, заходил узнать, не нужно ли чего постояльцам. И уж, конечно, не имел возможности записывать за поэтом сочиняемые тем экспромты, а потом хранить их в памяти долгие годы, чтобы однажды пересказать заезжему литератору.

Так что не сочинял Михаил Юрьевич иронических зарисовок своих приятелей и саркастических портретов врагов – все сделал за него Мартьянов, кстати сказать, сам не чуждый подобного рода творчества. Это подтверждает вышедший как раз в то время его опус «Цвет нашей интеллигенции. Словарь-альбом русских деятелей XIX в. в силуэтах, кратких характеристиках, надписях к портретам и эпитафиях». Книга состоит из коротких стихов, посвященных представителям российской культуры позапрошлого столетия. По духу, да и по стилистике некоторые перекликаются с «пятигорскими экспромтами», которыми Мартьянов, во всей видимости, решил украсить во многом выдуманное им самим описание последних дней М. Ю. Лермонтова.

Что же касается экспромтов, не включенных в книгу Мартьянова, то они известны из других источников, заслуживающих большего доверия. И посвящены сестрам Верзилиным. Одно стихотворение относится к младшей, Наде («Надежда Петровна, зачем так неровно…) и, по свидетельству ее сводной сестры Эмилии Шан-Гирей, вписано Лермонтовым в альбом этой девицы. Второе («Зачем о счастии мечтая…) касается самой Эмилии. Третье («Пред девицей Emili…) характеризует всех трех сестер. Его текст приводит серьезный знаток лермонтовской биографии П. И. Бартеньев.

Здесь авторство Лермонтова более вероятно. Бывая в обществе «трех граций», как называли сестер, и ухаживая за старшей, Эмилией, Михаил Юрьевич вполне мог посвящать им стихотворные экспромты – это было в обычаях дворянских домов той поры. А после того, как Эмилия увлеклась Мартыновым, поэт стал иронизировать по ее поводу, что явно чувствуется во втором и третьем стихотворениях. Конечно, это гипотеза, но будем надеяться, что исследователям творчества Лермонтова когда-нибудь удастся доказать ее.

Вадим ХАЧИКОВ,

заслуженный работник культуры РФ.

  • Автор  Вадим ХАЧИКОВ
  •  
    По теме
    Глава Невинномысска, Герой России Михаил Миненков обратился в своем телеграм-канале к горожанам с предупреждением о том, что мошенники скопировали его фото и создали в соцсетях аккаунт с его данными.
    Аграрии Ставрополья готовятся к противопожарному сезону. - Ипатовский городской округ По поручению Губернатора Владимира Владимирова министерством сельского хозяйства края сформирован план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в агропромышленном комплексе.
    Ипатовский городской округ
    Мужчина 63 лет проходил лечение в отделении гематологии Ставропольского краевого клинического онкологического диспансера с 2020 г. Диагноз – острый лейкоз.
    Министерство Здравоохранения
    Ставропольском краевом онкодиспансере состоялось совещание по актуальным вопросам профилактики заболеваний, вызванных вирусом папилломы человека - Министерство Здравоохранения На прошлой неделе в Ставропольском краевом клиническом онкологическом диспансере состоялось совещание по вопросам профилактики заболеваний, вызванных вирусом папилломы человека (ВПЧ).
    Министерство Здравоохранения
    Cотрудники Ставропольской краевой клинической больницы приняли участие в конференции с медицинской общественностью Пятигорска,
    Министерство Здравоохранения
    29-3.jpg - Георгиевская ЦБС 28 марта в Городской библиотеке №2 прошло очередное заседание клуба «Сильные духом», участники которого члены Всероссийского общества инвалидов города Георгиевска.
    Георгиевская ЦБС
    Проект «АНОНИМYС» - ЦБС города Лермонтова Уважаемые читатели! Приглашаем всех любителей детективного жанра поучаствовать в конкурсе.
    ЦБС города Лермонтова