Литературная страница

Периодическое проведение творческих встреч слушателей литобъединения «Слово» с профессиональными писателями стало уже традицией. За последние пять лет были приглашены Сергей Рыбалко, Иван Любенко, Анатолий Трилисов, Николай Бондаренко, Владислав Бударин. Каждая из этих встреч была по-своему запоминающейся. Не остаются без внимания и те слушатели, которые ранее приезжали в Пятигорск на литературные заседания, а в настоящее время, к сожалению, не могут. Одна из них – поэтесса Светлана Филипповна Колбасина. 13 июля ей исполнится 70 лет! Пожелаем Светлане Филипповне здоровья, веры в свои силы, большого творчества в жизни!

Сусанна БАГРАМЯН,

руководитель литобъединения «Слово» имени Эффенди Капиева при газете «Кавказская здравница».

Юбилеи

Светлана Филипповна Колбасина

Родилась 13 июля 1948 года в Георгиевске, где и прожила большую часть своей жизни. В прошлом – бухгалтер-ревизор здравоохранения. Пишет лирические стихи, полные тихой грусти, построенные часто в форме диалога или надрывного монолога. Выпустила в свет шесть сборников. Печатается в альманахах «Литературный Кисловодск», «Феникс» (Белая Калитва), а также, периодически, на страницах газеты

«Георгиевские известия». Член литобъединения «Парус» (г. Георгиевск), слушатель литобъединения «Слово» заочно в связи с ограничением двигательных функций организма. Поддерживает творческую связь со многими авторами поэзии и прозы городов КМВ и других городов Российской Федерации.

* * *

Серебро обронила луна,

Распахнула все таинства ночи

Так, что бухта у мыса видна,

Тени стали ясней и короче.

 

Как пловцы, окунулись по грудь

В море скалы, под стать многоборцам.

И волна, поднимаясь чуть-чуть,

Лижет их обнажённые торсы.

 

И о чём-то печально шуршит,

Может быть, о неведомых странах,

Где усталое небо лежит

На песчаных холмистых барханах…

 

Мне бы лунной тропою уйти,

Ряби зыбкой ногами касаясь,

Встретить милого друга в пути,

В мире этом с ним не расставаясь…

 

* * *

С чувством странным, как спросонья,

Видя счастья хрупкий свет,

Смех ловлю в свою ладонь я

С лиц на фото давних лет.

 

Пальцы все сомкнула крепко:

Шорох в щёлку не пройдёт!

Вот она – моя зацепка –

Смех счастливых! Здесь он, вот!

 

К уху, к сердцу прижимаю…

Что, безумная, творю?

Да тихонечко по краю

Тропку в прошлое торю.

 

В хмурость слова «Одинокость»

С плечь до пяток облачась,

Я заглядываю в пропасть,

Где таится жизни часть.

 

Нужно мне совсем немного:

Горсть смешинок распылив,

Видеть вновь тебя, родного,

Боль разлуки позабыв.

 

* * *

Ночная темень стылых улиц,

Афиш обрывки на ветру.

Фонарь, подслеповато щурясь,

Размыл круг жёлтый – тьмы дыру.

Но свет тот никому не нужен:

Пустынно, глухо и мертво…

А если мир мой скукой сужен?

Виденье ночи таково?

А всё вокруг не так уж плохо:

Стих шорох шин и топот ног.

Во тьме тягучей нет подвоха –

Лишь сладкой дрёмы мягкий мох.

И кот, сливаясь с тенью крыши,

Таится, чтобы слушать ночь.

А ветер с тумб сорвал афиши, –

Восторг не в силах превозмочь.

Круг света – капля жёлтой ночи,

Глазастой ночи фонарей,

Что будет до утра морочить

Умы нестойкие людей,

Что будет контур улиц спящих,

Забытых малых городков,

Чертить цепочкою искрящей

Для тех, кто видеть их готов.

 

* * *

От альта скрипку?.. Нет, не отличу,

Но умною прослыть пытаюсь.

«Заплатками» прорехи дней лечу.

Молчу… Ну, да! Молчу и маюсь.


Меняет Время ценность наших слов.

Мелькнёт корабликом бумажным,

В грязи застрявшим, как смешной улов,

Познание, что было важным.


Покаюсь вам: не слышу жизни ритм!

Усердно «в теме быть» стараюсь, –

Всё ж в плеске музыки рождённых рифм

Лишь тенью правды проявляюсь.

 

Затасканной мелодией басов

Внедрилась в душу лет нетленность.

А партии для скрипок и альтов

Писать не жаждет современность.

 

И я терплю эмоций шалых сброд,

Навеянный аккордной стужей:

Упал дождинок звонкий хоровод

Под ноги с лёту хмурой лужей.


От альта скрипку? Нет, не отличу.

Другое знаю и умею.

Беру мечту, чтоб явно по плечу, –

И многого желать не смею.

Поэзия

Владислав БУДАРИН

Сплетения

Взойду на косогор, окину взором

Речушку под обрывом и простор,

Сплетённый из бесхитростных узоров

В огромный потрясающий ковёр.

 

Я – часть его, мне повезло с рожденьем,

Я рос и вырос в сказочном краю.

В ромашко-васильковом облаченье

Сейчас я вижу Родину мою.

 

Вдоль речки луг с истоптанной тропинкой,

Ракиты куст и заросли ольхи…

Здесь так легко вплетаются травинки

В ковры полей, и в судьбы, и в стихи!..

 

По балке вниз, в кустарниковых гущах,

Разноголосый щебет птиц весь день.

Спускаясь по тропе к реке бегущей,

Спешат мальцы из ближних деревень.


И щебет птиц вплетается в ребячий

Разноголосый гомон над рекой…

Переплетаясь, так или иначе,

Всё связано здесь кровным узелком.

 

Николай БОНДАРЕНКО

Ностальгия по апрелю

Лишь развесит сентябрь по угрюмым садам

Да по рощам и скверам свои акварели,

Не зовите меня, ради Бога, туда!

Я грущу… Я болею апрелем.

 

Не зовите меня в тот октябрьский лес,

Где красавцы-дубы от дождей посерели,

И сгорают осины костром до небес!

Мне их жаль… Но я болен апрелем.

 

Пусть зовёт кто-то осень «порой золотой»,

Пусть я в гроздья рябин, как в спасенье, поверю,

Но не вылечит их горьковатый настой

От недуга, который зовётся апрелем.

Если б кто-то мне взял да ответил хотя б,

Я б ему, что имел, отсчитал и отмерил,

Почему каждый год в медноокий октябрь,

Безотчётно болею апрелем?

 

Может быть, это просто забыть мне невмочь

Ту Весну, где огни на столбах «фонарели»,

До рассвета испив хмель – медовую ночь,

Город просто пьянел от апреля!

 

Разрезвившись, дождями по крышам звеня,

Раскатился апрель по задворкам и щелям,

И с тех пор, вероятно, вселился в меня

Вирус вечной болезни – апреля…

И когда в ноябре заглушают часы

Самой грустной поры заунывные трели,

Не ходите ко мне в эту слякоть и сырь!

Я болею… Я болен апрелем…

 

Даже в марте, когда снег уносит вода

И запахнет в лесах разогретою трелью,

Я всего лишь на треть перестану болеть

Застарелой болезнью – апрелем.

 

Пусть замечу в апреле, что стал я белей,

Пусть мне вскользь намекнут: – Вы на год постарели…

Не беда! Я за то, чтобы возраст людей

Не в годах измеряли – в апрелях!


Валерий ТЕЛЕГИН

***

Росплеск маков степных опалил окоём,

В чабрецах-ковылях полыхнул огневицей,

И заботливо тронул багряным крылом

Невысокий курган за казачьей станицей.

 

Тот, кто молод, – не знает, а старец забыл,

Кем насыпан курган, чьей скупою слезою

Вдалеке от родных куреней и могил

Был оплакан погибший в сражении воин.

 

Рассказала бы душная южная ночь,

Как с Кубани урядник пришел с пластунами,

Чтоб царице служить, чтобы терцам подмочь…

Только ночь та сменилась другими ночами.


Знал бессмертник какую-то горькую быль…

Может, помнил, как жутко  сычи прокричали,

Когда крестик нательный казак обронил…

Но бессмертник копыта коней затоптали.

 

Мог бы ворон-мудрец, что прожил триста лет,

Рассказать, как вдовой чернобровая стала…

Только ворон тот пал, и церквушки уж нет,

Где отпел убиенного поп на Купала.

 

Не бессмертен бессмертник, не вечна молва,

Позабыты былинные сказы баянов…

Только Русь – навсегда, боль ее по церквям,

Вдовий плач да курганы, курганы, курганы…


Сергей РЫБАЛКО

* * *

О Русь терпеливая,

Свет мой, Россия,

Немало ты видела

Горя и слёз!

Немало хранят

в себе тайн

Вековые

Рубцы на бинтах

Сердобольных берёз.

Как знать, не с того ли,

Скорбя об утратах,

Плакучие ивы

По-вдовьи грустны,

Что две похоронки

В селе на три хаты

С фронтов приходили

Кровавой войны.

Шагая во ржи

Полевою тропинкой,

И глядя в простор твой

Загадочный, Русь,

Я кланяюсь каждой

Берёзке, осинке,

И слушаю их

Затаённую грусть.


Анатолий ТРИЛИСОВ

Тропинки детства

И дым Отечества нам сладок и приятен.

А. С. Грибоедов.


В родном саду давно поспели вишни…

А здесь метель – на краешке земли…

Тропинки детства, вы – истоки жизни!

Как далеко от детства увели!

Меня вели тропинки из глубинки,

Где отчий дом взошёл на бугорок.

Спасибо вам, родимые тропинки,

Вы мне открыли даль больших дорог!

Тропинки детства, только позовите,

Из дальних далей прилечу домой,

Как будто вы – связующие нити

С моей угластой жизненной судьбой.

Родимый край, ты дорог сердцу с детства,

И здесь мне светит яркая звезда.

От всех печалей есть одно лишь средство –

Дым Родины… Он сладостен всегда!

 

Владимир МАШЕНЦЕВ

Керченский мост

Через Бруклинский мост

Маяковский смотрел на Нью-Йорк.

И его удивляла конструкция гаек и стали.

Нынче наши строители нам предвещают восторг:

Мы увидим такое, что янки вовек не видали.

 

Посмотрите на эту железобетонную нить:

С автострадой и рядом бегущей железной дорогой.

Это Керченский мост, но попробуй его оценить!

Не получится тут без эмоций и точности строгой.

 

В нём стратегия всехработящих и смелых мужей.

Не у них ли февраль был над гулкими сваями жарким?

Я смотрю на опоры в двенадцать стальных этажей

И на две крыловидные и белоснежные арки.

 

На такой высоте нам игрушечным кажется флот.

И, представьте, на ней поезда колесят и маршрутки…

Стратегический мост – современного Крыма оплот.

Вот теперь-то туристы не будут терять ни минутки!

 

Здесь когда-то в вагоне и я заезжал на паром,

Чтоб уехать в историю нашего древнего Крыма,

И легенды собрать, и своим отличиться пером

Над загадками слёз, что бывают не только от дыма.

 

Стратегический путь выбирает большая страна:

Через Керченский мост – к самым верным своим идеалам.

Он к такому единству зовёт, и – на все времена,

Чтоб Россию сберечь от нашествия новых вандалов.

 

Елена ДОЛЖЕНКО

Владимиру Высоцкому

А по Москве гуляли, пели…

Я задыхался! Где же дверь?

Всё ж уподобился Емеле…

Рычал, хрипел и выл, как зверь.

Играл я часто роль Хлопуши.

Найти пытался свой Ответ,

Чтоб разбудить в России души!

Я был бунтарь и нёс вам свет.

Но тщетно! Были доки-мэтры,

Они стояли у руля…

Считал земные километры,

Летел, как пуля из ружья!

Стрелял, без промаха, по цели,

Не прибегая к топору.

Я шёл всегда путём Емели,

Чтоб править бал свой на пиру.

За столько лет нашлась Идея?

Кому по силам занять трон?

Не оглянулся! Каменея…

Успел я выпустить патрон..!

 

Любовь АЛИЗАРЧИК

Навзрыд

А я люблю, когда живут навзрыд:

Смеются, плачут, любят и страдают,

Когда имеют совесть, честность, стыд,

Идут по жизни, не страшась, по краю.

Есенин, Маяковский, Даль, Шукшин…

Таким же и Владимир был Высоцкий.

Он не берёг высоких струн души,

Поступков не стеснялся донкихотских.

Писал он метко – нервом по стеклу!

И, Гамлетом в сознанье проникая,

Вонзал слова, как острую иглу,

И мысли взбудораживал, стругая.

Играл и пел навзрыд, без правил жил,

Без воздуха, на крике, задыхаясь.

Форсируя крутые виражи,

Творил, грешил,

любил навзрыд, не каясь.

Мы слышим крик погибшего певца,

И стынет в жилах кровь,

озноб по коже!

Он в наших растворяется сердцах

И струны душ по-прежнему тревожит!

Рассказ Женщина на причале

Она приходила всегда на закате, в лёгком, воздушном платье и какой-то нелепой шляпке. Женщина была так стройна и изящна, что казалось, она не идёт, а парит над причалом, слегка касаясь туфельками потемневших от времени досок. На вид ей было лет сорок, не более. Она облокачивалась на перила и смотрела вдаль, где от горизонта по водной глади моря тянулся к причалу угасающий луч солнца. Кажется, женщина вот-вот вспорхнёт и полетит по светящейся дорожке через море, туда, к горизонту. Она ни с кем не общалась и ничего не замечала вокруг – просто приходила, долго смотрела вдаль, и когда наступали сумерки, уходила.

Матвей видел её каждый вечер, в одном и том же платье и причудливой шляпе. – «Кто она? Женщина так грустна и одинока. Прямо Ассоль, да и только. Кого может ждать эта загадочная незнакомка? Эх, меня бы так ждали», – с сожалением думал мужчина. Она приходила, несмотря на дождь, стояла под зонтом и так же всматривалась вдаль, даже если не было всполохов заката, и впереди была густая пелена тумана. Наблюдая каждый вечер за женщиной, мужчина не переставал удивляться. Она заинтересовала его. Захотелось познакомиться, но он не решался подойти к ней на причале и нарушить её уединение. «Что с тобой, Матвей, ведь ты не робкого десятка?» – не раз говорил он себе.

В рыбацкий посёлок мужчина приехал год назад. Он родился здесь, и вот теперь, похоронив отца, решил остаться в доме своего детства. Как говорится, причалить к берегу. Устроился на рыболовецкое судно, заграница его уже не прельщала. Привёл дом в порядок, отремонтировал крышу, кое-что обновил. Матвей долго бороздил моря и океаны, работая механиком на флоте. Семейная жизнь у него как-то не сложилась. Не встретил женщину, которая умела ждать. Так, были мимолётные встречи, после развода с женой, к которым он быстро терял интерес. Ему казалось, что любовь где-то затерялась и никак не может его найти. Он решил расспросить у соседей, разузнать, кто эта женщина? Но никто толком о ней ничего не знал, старожилов почти не осталось в посёлке. «Одно хорошо: я теперь знаю, как её зовут – Аглая. Аглая – редкое имя и красивое, как и она сама».

Как-то утром он зашёл в магазин, и с порога увидел её. Женщина стояла у кассы, рассчитываясь за купленный товар. Вот она плавно повернулась и направилась к выходу. Их взгляды встретились. Матвей увидел наполненные грустью глаза. Мужчина вздрогнул, понимая, что тонет в синеве этих глаз. На мгновение ему показалось, что он уже видел эти глаза. Но где и когда? Он пробовал вспомнить, но как ни пытался, не смог. Он долго стоял, замерев в оцепенении.

– Брать что-нибудь будете? – донёсся до него голос продавщицы. Матвей покачал головой и вышел. Он забыл, зачем заходил в магазин.

«Да что это со мной: волнуюсь, как мальчик. Но как хороша!». Сердце его учащённо билось, ему казалось, что оно вот-вот выпрыгнет из груди, он сдерживал дыхание, его колотил внезапный озноб. Мужчина медленно побрёл к морю. Его не покидали мысли о женщине. Побродив по берегу, он направился домой. Матвей ждал заката, ведь именно на закате женщина приходила на причал. В этот вечер она не появилась, не пришла и на другой день. Мужчина терялся в догадках, он не знал, что и думать.

«Может, с ней что-то случилось и нужна помощь? А если сходить и узнать?» – он не знал, как поступить. Несколько дней она не приходила на причал. Наконец, не выдержал, и пошёл к домику на окраине, где жила женщина. Зайдя во двор, он увидел ухоженный палисадник, пестрящий разноцветными цветами. Стволы деревьев были побелены, везде царил образцовый порядок. Пройдя немного, заметил беседку, в которой сидела Аглая и что-то печатала на пишущей машинке. Мужчина залюбовался женщиной, пальцы которой легко скользили по клавиатуре. Вот она закончила печатать, вынула из каретки лист и вставила чистый.

– Ну, что же Вы стоите? Проходите, присаживайтесь, – услышал он мелодичный, волнующий его голос.

Матвей поздоровался, прошёл в беседку и расположился в стареньком кресле.

– Я – писательница, пишу романы. Сейчас работаю над новым. Хотите, я расскажу вам сюжет? Женщина помолчала, внимательно посмотрела на мужчину. Матвею опять показалось, что эти глаза он видел раньше. Может, во сне? Прямо наваждение какое-то!

– Это роман о любви, – начала Аглая, – жила в рыбацком посёлке девчушка, и была влюблена в парня гораздо старше себя. Он не знал этого, да и она об этом никому не говорила, тем более ему. Когда он вернулся со службы, в бескозырке и форме морячка, девчонки сходили с ума при его появлении. Страдала и маленькая героиня моего романа. Однажды она пришла на причал, где с друзьями находился и её любимый, но парень не обращал внимания на ещё не сформировавшуюся девчушку. Ей было больно и обидно. Она стояла на краю причала и, не удержавшись, упала в штормовое море. Волна была большая, она стала тонуть, морячок бросился в пенящие волны и спас девочку. Он вынес её на руках на берег. Девчонка на всю жизнь запомнила эти сильные руки и его взгляд. Затем он уехал, женился, и пути их разошлись. А моя героиня так и осталась одна со своей неразделённой любовью, приходя на причал в ожидании своего любимого.

Матвей молча слушал сюжет романа, и что-то далёкое стало возникать в памяти, пробуждая воспоминания. Когда-то тоже спас девчушку, тонувшую в море – худенькую со смешными косичками. Вспомнил и взгляд синих глаз, когда смотрела девочка на своего спасителя.

– Я дописала роман, но не поставила в нём точку. Аглая замолчала, видимо, уходя в воспоминания.

«Так вот кто она! Женщина на причале – это и есть та самая девчушка! Она любила и ждала его всю свою жизнь, пока он мотался в поисках счастья! А оно вот, рядом! Аглая писала роман о себе и о нём», – мужчина уже знал, какая концовка будет в романе – он приложит все силы, чтобы сделать любимую счастливой!

Матвей поднялся, подошёл к женщине и обнял её. Он понял всё. Аглая молча прижалась к мужчине, ощущая тепло его тела. Она слышала биение сердца и была счастлива. Мужчина обнимал это хрупкое создание и не мог поверить в счастье, которое так неожиданно пришло к нему. Теперь Матвей был уверен, что, когда он вернется из рейса домой, его всегда будет встречать женщина на причале – женщина, которую он полюбил всем сердцем!

Екатерина КИРЬЯНОВА.

 

Интервью Владислав Бударин: «Заставляйте свою душу трудиться, и все получится»

17 июня 2018 года состоялось заключительное в этом учебном году заседание литературного объединения «Слово» имени Эффенди Капиева при газете «Кавказская здравница», которое посетил поэт из г. Минеральные Воды Владислав Пантелеевич Бударин. Он является членом Союза писателей России, автором нескольких сборников стихов. Основные темы его творчества – патриотизм, любовь к Родине, злободневные события нашей страны, жизнь простых российских людей. По завершении встречи В. П. Бударин дал небольшое интервью нашему корреспонденту.

– Владислав Пантелеевич, расскажите немного о себе.

– Я родился в 1947 году в Ставрополе, но до армии жил на руднике «Эльбрусский», где учился и работал. После армии переехал в г. Минеральные Воды, где проживаю по сей день, хотя объехал почти весь Советский Союз.

– Как прошло Ваше становление как поэта?

– Стихи я начал писать ещё в школьные годы, но тогда считал это больше баловством, и только уже в зрелые годы издал свой первый сборник, после чего занялся поэзией всерьёз. Большое влияние оказал на меня мой отчим – Герой Советского союза, высокообразованный человек. Конечно, к творчеству подтолкнула меня и моя первая юношеская любовь.

– В своём выступлении Вы упомянули, что в каждом регионе нашей страны пользуется популярностью та или иная строфа (сочетание стихов, образующих ритмическое, интонационное и пр. единство). Какие же стихи популярны среди читателей у нас, на Северном Кавказе, и почему?

– В отличие от Центральной России, где очень часто используется двустишие (им удобно писать, например, частушки), нашим, довольно-таки разборчивым кавказским читателем, особенно любимо четверостишие, потому что это – классика (оно вошло в поэзию ещё во времена В. А. Жуковского), это эстетика звучания. Очень важна для него красота написания, обязательно присутствие поэтических образов, живость стиха. Кроме того, каждый регион имеет какие-то свои культурные корни, и кто-то старается их развивать, а кто-то – изобретать что-то новое. Сейчас я практически повсеместно наблюдаю, что никто ничего не старается изобрести: пишут так, как было заведено давным-давно. Кроме того, основную массу поэтов сегодня составляют пенсионеры-любители, вышедшие из самых разных профессиональных областей.

– Что, по-Вашему, является причиной некоторого застоя в современной поэзии и малой заинтересованности этой областью творчества молодыми людьми?

– Во-первых, сейчас нет настоящих литературных критиков, которые могли бы исполнять роль наставников. Во-вторых, в наши дни молодёжь зачастую мало читает. И, конечно, имеет место так называемое «клиповое мышление», когда человек просто не готов к долгой концентрации внимания для полноценной умственной работы.

– Как Вы думаете, можно ли научить человека писать стихи?

– Во всяком случае, возможно научить человека рифмовать, научить его правильно писать – так, чтобы была понятна мысль, чтобы она была ярко выражена.

– Владислав Пантелеевич, какие общие рекомендации Вы могли бы дать начинающим поэтам?

– Конечно, нужно больше читать, постоянно учиться. Не бойтесь исправлять свои стихотворения, выбрасывать из них лишнее. Всегда нужно стремиться к краткости, избегать многословия: оно, как правило, губит текст. Лучше использовать три ёмких слова вместо десяти, из-за которых ваша мысль может стать более размытой. Кроме того, стихи – это не только какой-то сюжет, который вы задумали, или не то, что вашу душу сию минуту затронуло, и вы спешите излить это на бумагу. Стихи – это ещё и размышления о том, что уже написано, и каждый старается найти свой способ высказаться. Человек, обладающий поэтическим мышлением, будет стремиться украсить своё стихотворение. У кого-то это получится, у кого-то – нет. Тем не менее дерзайте! Заставляйте свою душу трудиться, и всё получится. У каждого. Я в этом более чем уверен!

Валентина БЕРЕБЕН.

  • Автор  Сусанна БАГРАМЯН
  •  
    По теме
    Глава Невинномысска, Герой России Михаил Миненков обратился в своем телеграм-канале к горожанам с предупреждением о том, что мошенники скопировали его фото и создали в соцсетях аккаунт с его данными.
    В целях повышения эффективности реализации ключевых мероприятий и задач цифровой трансформации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) организован опрос на тему:
    На действия ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала «Ставропольэнерго» поступила жалоба физического лица   Общество нарушило сроки подключения к электрическим сетям объекта недвижимости.
    Автоинспекторы Грачевского округа выясняют причины столкновения с участием четырех автомобилей вблизи железнодорожного переезда, пострадавших нет - News-Kmv.ru По предварительным данным, сегодня, 28 марта около 15:20 на 543 км автодороги “Астрахань – Элиста – Ставрополь” водитель грузового транспорта Фантом допустил попутное столкновение с впереди движущимся автомобилем Лада Гранта,
    News-Kmv.ru
    В 2024 году планируется более 1500 выездов медицинских бригад в отдалённые территории Ставропольского края в рамках регионального проекта «За здоровье» - ТФОМС СК На Ставрополье продолжается практика выездов медицинских бригад в отдалённые территории края в рамках регионального проекта «За здоровье», инициированного Губернатором Владимиром Владимировым.
    ТФОМС СК
    Поделились опытом - Краевая больница 24 марта 2024 года сотрудники Ставропольской краевой клинической больницы приняли участие в конференции с медицинской общественностью Пятигорска,
    Краевая больница
    Всероссийская акция «Семейные традиции» - Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова С 29 марта по 14 апреля 2024 г. в рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников» пройдёт Всероссийская акция «Семейные традиции»,
    Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова
    Международная Премия #МЫВМЕСТЕ - Историко-краеведческий музей им. И.М. Солодилова 2 марта 2024 года был дан старт четвертому сезону Международной Премии  #МЫВМЕСТЕ Премия — это продолжение одноименной акции взаимопомощи и наследие Всероссийского конкурса «Доброволец России»,
    Историко-краеведческий музей им. И.М. Солодилова