Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова продолжает радовать пятигорчан и гостей курорта яркими культурными событиями. Недавно мы побывали на творческой встрече с художником, предпочитающим использовать в своем творчестве суперсовременные цифровые технологии, а в минувшую среду отправились на выставку представителей классического реализма. И вновь спешим поделиться впечатлениями с читателями.
Работы московских художников Максима Фаюстова, Сергея Зубцова и Софьи Басовой разместились на днях еще в двух выставочных залах Дома Алябьева. Совместный проект «Художник и время» объединил людей, которых в разные годы приняла Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Первых двух РАЖВИЗ уже давно выпустила из своих объятий, а вот Софья Басова все еще продолжает учиться. Она студентка пятого курса, наша землячка. Любопытно, что выставка в Пятигорске отчасти является приглашением начинающего живописца двум старшим товарищам, известным московским художникам. Тем более что тема Кавказа интересует обоих. В какие мысли погружен Лермонтов Максима Фаюстова — на фоне гор, пока подчиненные спят? А вот август 2008-го, автомобиль с людьми, облаченными в камуфляж, едет по Военно-Грузинской дороге, та же тема продолжается в «Пограничниках», «Перевале»…
Очень интересный иконописный формат использует в одной из своих работ Сергей Зубцов: «Сергий Радонежский. Явление птиц». В ней сюжет о том, как старец в своих молитвах спрашивал у Бога, будет ли Сергиев монастырь посещаем. И был ему голос, чтобы он вышел на улицу. Сергий открыл двери и увидел голубей. Эти белые птицы и сегодня летают стаями вокруг монастыря… На полотне «В августе 1945-го» изображен солдат, вернувшийся домой с войны. Враги сожгли родную хату, а он берет косу и принимается за привычную крестьянскую работу…
Художники работают в разных жанрах и даже расписывают храмы. Отличается разноплановостью и пятигорская экспозиция. На ней представлены пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и психологическая картины, икона. Об этом нам рассказал (и показал) Святослав Клиндухов, один из кураторов выставки.
— Софья прибыла на свою родину с очень ответственной миссией. Ей делегировали полномочия известные в России и за рубежом художники Максим Фаюстов и Сергей Зубцов. Но самое главное – нам очень приятно сотрудничать с академией, поддерживающей и продолжающей замечательные традиции русского классического реализма, заложенные 30 лет назад самим Ильей Глазуновым, — отметила на открытии директор Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова Ирина Сафарова.
Не сговариваясь, выражали восхищение и давали очень высокую оценку всему проекту, а Софье Басовой прочили блестящее будущее Александр Рубец, вице-президент Российского Творческого Союза художников, Наталья Шумайлова, директор музея Н. А. Ярошенко в Кисловодске, Ольга Ковалева, руководитель в высшей школы дизайна ПГУ, Ирина Бондарь, представитель ЮНЕСКО, организатор многих выставочных проектов, Вадим Гаврин, кандидат искусствоведения, член Союза художников РФ.
Найти себя и создать свой мир для человека, живущего творчеством, непросто. Однако отличная подготовительная база, приверженность к лучшим традициям русской классической школы, умение тонко подмечать и передавать внутренний мир своих героев шансов для сомнений не оставляют: настоящее искусство будет востребованным всегда.
Святослав Клиндухов, куратор выставки: «Софья Басова придерживается патриотической линии – в портретах, сюжетных сценах, баталиях. В ее работах – родной край. Она посвящает свои полотна казачеству. Очень интересен портрет бабы Веры. Этот образ Софья подсмотрела в одном из городков среднерусской полосы, где группа столичных художников принимала участие в росписи храма Покрова. Сама баба Вера приютила у себя строителей. На картине она стоит в рабочем халате, а по дороге по направлению к церкви идут в выходных платьях и платочках пенсионерки. Главный образ приходилось выписывать издалека — бабе Вере все некогда было. На таких женщинах и держится Россия. Вот такой сокровенный смысл».
Софья Басова: «Стилей много. И все они должны существовать одновременно. Лично мне по душе реалистическая живопись. Я с детства видела красоту наших гор, наших просторов. Зачем что-то выдумывать, если все лучшее подсказывают сами люди, природа, жизнь? А художники, представленные здесь, стали для меня не просто авторитетами, но и друзьями, и наставниками. Очень душевные, невзирая на все свои титулы, высокодуховные люди, передающие свои знания начинающим художникам. Для меня выставляться вместе с ними — большая честь».
Автор: Наталья ТарасоваФото: Вадим Омельченко