Нестареющая классика — основа театра

27 марта — День театра. Это праздник всех, кто дарит нам прекрасный мир сцены, позволяет окунуться в ауру волшебства, наполненного верой в жизнь, людей, их доброе начало, всем, что так необходимо каждому человеку. В канун знаменательной даты мы встретились с директором и художественным руководителем Ставропольского государственного театра оперетты, заслуженным работником культуры РФ Светланой Калинской.

— Светлана Леонидовна, с каким настроением вы встречаете День театра?
— Во-первых, не только День театра, а еще и День работника культуры. Эти две даты стоят рядышком, 27 и 25, поэтому получается два праздника в одном. Ждут его и в коллективе, и зрители, которые всегда в нетерпении, что же новенького мы им преподнесем. Конечно, театр старается не ударить лицом в грязь, и мы каждый год готовим какой-то сюрприз. В этом году выбрали постановку спектакля Франца Зуппе «Галатея». В 1986 году он уже шел на сцене театра. Наши давние поклонники его помнят, так же как помнят артисты театра. Но в этой постановке участвует только молодежь. Насколько все получилось, оценивать будет зритель, однако, читая либретто, а потом глядя на все происходящее на сцене, понимаешь, что написанное 150 лет назад актуально и сегодня. И вообще, если сделать экскурс в наши спектакли, получается, что созданные авторами в прошлые века шедевры своими мотивами удивительным образом перекликаются с настоящим.
— Театр испытывает сложности с репертуаром? Не секрет, что покупка современных произведений стоит дорого. Как удается решать эти вопросы в непростых экономических условиях?
— Трудности экономического характера, как и всех в России, коснулись и нас. Но мы стараемся использовать классические произведения, за которые не нужно ничего платить. У нас есть хороший выбор либретто, музыкального материала. Другое дело, не всегда хватает голосов, которые нужны для того или иного произведения. Я должна сказать, что все современные произведения — а предлагается масса — не вдохновляют. Не интересно, читаешь произведение и не видишь его на сцене. Нам важно, чтобы музыка и либретто были в гармонии друг с другом. Из всего же предлагаемого если текст хороший, то музыка не очень или наоборот. Между мэтрами всегда идет спор, что важнее, либретто или музыка. Так вот, в театре оперетты всегда побеждает музыка. Вопрос репертуара очень серьезный. Особенно детского, потому что когда мы начинаем ставить что-то для детей, делаем запрос в наше авторское общество, а ответа, как правило, вовремя не получаем, между тем спектакль выходит в прокат, и тут нам предъявляют претензии материального характера. Поэтому, конечно, хотелось бы поставить новую яркую сказку, но пока мы не можем себе это позволить. Порой весь спектакль обходится в меньшую сумму, которую полагается заплатить авторам.
— Но финансы нужны и на постановку — декорации, пошив красивых костюмов, что тоже недешево обходится. А у вас всегда на сцене блеск!
— Мы никогда не жалели денег на костюмы. Одно дело — хорошо сыграть, но артист еще должен быть и подобающе одет. Театр оперетты предполагает, чтобы зритель слушал прекрасную музыку и видел красоту на сцене. Приведу, например, такое сравнение. Мы иногда принимаем у себя антрепризные спектакли. На них зритель идет охотно, потому что в афишах указаны имена знаменитых российских актеров. Но вся радость сводится только к тому, что публика увидит вживую любимого артиста. Что же касается сценического материала, он посредственен, с поверхностным содержанием. А почему? Да потому, что руководство антрепризных театров берет то, что по цене устраивает. И тем самым делается ставка исключительно на звезду. А это неправильно, если говорить о том, что мы должны воспитывать и прививать художественный вкус.
— Есть еще очень больной вопрос для театра — кадры…
— Да и не только для нас. Все театры, особенно музыкальные испытывают кадровый голод. Конкретно что мы можем предложить молодым специалистам — комнату в общежитии на время работы и сравнительно небольшую зарплату. Мало кого это устраивает. Но все-таки молодежь, мечтающая вырасти профессионально, идет в наш театр именно за тем, чтобы получить опыт и старт в дальнейшую жизнь. У нас же очень хорошая актерская школа, об этом можно говорить без ложной скромности. В этом году есть возможность побывать на IX ярмарке специалистов-выпускников «Хочу работать», которую проводит Нижегородская консерватория. Поедем, посмотрим, если кто-то понравится и наши интересы сойдутся, будем «покупать», а всему остальному научим сами. Очень рада, что не ошиблись и приняли в коллектив Никиту Рыкунова. Он сейчас заканчивает минераловодский музыкальный колледж, и у молодого артиста есть перспективы на будущее. Недавно появилась в театре молодая пара из Ростова Елена и Владимир Басовы. Зрители их уже заметили. Так что небольшой прогресс в плане новых кадров у нас все-таки есть.


— Светлана Леонидовна, хотелось бы коснуться и вашей гастрольной деятельности. Времена непростые, но театр находит, к счастью, возможность выезжать в другие города. В прошлом году был Крым. А в этом?
— Традиционно будет Сочи. Есть, конечно, сложности. Пришлось поменять время гастролей. Обычно мы выезжали осенью. Но сейчас в это время в Сочи проводятся фестиваль «Новая волна», всевозможные выставки, вообще теперь это фестивальный центр России. Поэтому наши гастроли состоятся весной, в апреле. Это время, когда еще есть школьники, а так как всегда говорят, что не хватает детского репертуара, в основном мы повезем спектакли для детей. Сказки «Щелкунчик» и «Царевна-лягушка», которая с успехом прошла в Пятигорске во время новогодних каникул. А взрослого зрителя ждет веселый спектакль Г. Канчели «Ханума» и большой гала-концерт. Выступления пройдут в Адлере и Зимнем театре Сочи. Предстоят обменные гастроли с Ногинским драматическим театром. В прошлом году мы их принимали у себя, теперь наша очередь. Планируем небольшие гастроли на осень. В этой связи хочется поблагодарить депутата Думы Ставропольского края Валентина Габединовича Аргашокова за помощь в организации гастролей.
— Если взять год от Дня театра до Дня театра, что нового, хорошего он принес?
— В целом у нас идет стабильная работа. Но, конечно, приятные моменты есть. В канун праздника вручена Премия губернатора Ставропольского края лауреату международных конкурсов солистке-вокалистке Наталье Виноградовой. Звание «Почетный деятель искусств Ставропольского края» присвоено лауреату международных конкурсов солистке-вокалистке Ольге Шиманской. А главный художник театра Инна Августинович удостоена звания «Почетный работник культуры края».
— Светлана Леонидовна, в начале нашего разговора мы говорили о репертуаре, который дарит возможность зрителю встретиться с лучшими классическими произведениями, слушать живую музыку и пение; логично спросить, будет ли театр и в дальнейшем выдерживать эти позиции?
— Наш театр — репертуарный. Я всегда и везде это говорю. И естественно, коль это театр оперетты — 99 процентов репертуара составляет классика. Зритель идет именно на это. Конечно, есть в нашей афише и мюзиклы, и комедийные спектакли, но все-таки основа — классические оперетты. Сейчас многие театры смело берутся за переделку классических произведений, чтобы подать их в современном свете. Но представьте, например, «Летучую мышь» в новой интерпретации? Я против этого и считаю, что молодежь должна воспитываться на хорошем авторском материале.
— Что бы вы хотели пожелать коллективу в преддверии профессионального праздника?
— Прежде я хотела бы отметить, что театр не может существовать только творческим составом, который видит публика. Ну как, скажите, обойтись без службы по техническому снабжению, художников, пошивочного и поделочного цехов, кассы и кассиров по реализации билетов и всех тех, кто своими руками создает спектакль. Эту работу направляют заместители директора Людмила Серебрянова и Павел Жуков, заведующий художественно-постановочной частью Антон Васютин, заведующая декорационным цехом Юлия Трунова. А в плане пожеланий — всему коллективу творческих удач, а зрителям почаще бывать в театре и получать удовольствие.

 

 
По теме
 Сотрудники музея приглашают посетить тематическое мероприятие «Песни, с которыми мы победили!».
«И долго ещё определенно мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь , озирать её сквозь видный миру смех и незримые , неведомые ему слёзы.» Н. Гоголь.
Участниками могут стать граждане России старше 14 лет, некоммерческие, благотворительные организации, коммерческие компании, а также представители сферы медиа с социальными проектами.
Мужчина 63 лет проходил лечение в отделении гематологии Ставропольского краевого клинического онкологического диспансера с 2020 г. Диагноз – острый лейкоз.
Министерство Здравоохранения
Хирургическая служба Ставрополья обозначила круг рабочих задач на 2024 год - Краевая больница 29 марта 2024 года в конференц-зале ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница» состоялась краевая научно-практическая конференция врачей-хирургов «Итоги работы хирургической службы края в 2023 году и задачи
Краевая больница
30 - Георгиевская ЦБС В годы самых тяжелых испытаний, какая бы военная гроза не приходила на нашу землю, рядом с мужчинами всегда вставали на защиту Отечества героические русские женщины.
Георгиевская ЦБС
29-3.jpg - Георгиевская ЦБС 28 марта в Городской библиотеке №2 прошло очередное заседание клуба «Сильные духом», участники которого члены Всероссийского общества инвалидов города Георгиевска.
Георгиевская ЦБС