От вымысла – к недомыслию

На две недели внимание зрителей приковал телесериал «Березка». В последние годы экраны ТВ, «оккупированные» детективами и шоу-бизнесом, не так часто радуют яркими фильмами. На этот раз миллионы людей с нетерпением переключались по вечерам на кнопку канала «Россия» в ожидании остросюжетной картины с добротной, впечатляющей игрой актеров, с покорявшими публику танцевальными композициями.

Успех очевидный, но после фильма вместе с признанием наваливаются и сомнения, потому что любовные интриги героев и, особенно, надуманные скандальные истории не имеют никакого отношения к подлинной «Березке». Объяснения привычны: дескать, это не документальный, а художественный фильм с правом на вымысел. Но картину назвали не вымышленной, скажем, «Осинкой», а настоящим именем. В России не так много знаковых творческих коллективов – таких, как всемирно известный ансамбль «Березка», который заслужил всенародную славу и неувядающим талантом, и многолетней незапятнанной репутацией. А сомнительные идеологические конфликты потребовались авторам, чтобы более выпукло, по их мнению, охарактеризовать минувшую и смутную порой эпоху. Но теперь название картины ассоциируется с реальным коллективом, вольно или невольно порождая вопросы. А это, скорее, тот случай, когда художественные вымыслы, а точнее – домыслы, напоминают недомыслие.

Спор этот давний и сложный: имеет ли право художник «домысливать», зачастую искажая, историю. Вспомните скандальную «Матильду», которая год назад вызвала широкий общественный резонанс. Одни призывали бойкотировать сомнительную мелодраму о любовных приключениях балерины и цесаревича, а кое-кто аплодировал сенсационной киновыдумке. Да, у Николая II действительно был бурный роман молодости, но после женитьбы на принявшей православие Александре Федоровне российский император прекратил все отношения с Матильдой Кшесинской, а в фильме канонизированный святой и примерный семьянин по-прежнему предстает любвеобильным ловеласом – вопреки истории. Зачем «художественным вымыслом» оскорблять прошлое, а заодно и религиозные чувства верующих? Вот уже и в Кисловодске в центре города появляется дорожный указатель «Дача Кшесинской», хотя жившая почти три года на курорте прима-балерина не имела никакого отношения к старинному особняку Твалчрелидзе. Но это уже «творческий порыв» местных краеведов, думается, из тех же побуждений.

Режиссер «Матильды» Алексей Учитель признает «исторические несовпадения, сделанные осознанно», которые наверняка сказались на провале фильма в отечественном прокате. Но автор с гордостью ссылается на зрительский успех в немецком городке, откуда родом наша последняя императрица. Еще бы: Запад готов приветствовать все, что направлено против России. Вот и на Берлинском фестивале одним из призов отмечен другой спорный фильм – «Довлатов». И опять приманкой для зарубежных зрителей, думается, стал одиозный Довлатов, хотя в фильме с его именем ни самого писателя, ни литературы нет. Зато господствует окололитературный «художественный вымысел», который должен был по замыслу режиссера Алексея Германа-младшего воскрешать придуманную им «правду жизни» эпохи Брежнева. Так что у россиян, особенно, из мира писателей, название фильма «Довлатов» без Довлатова в самой картине вызвало дружное недоумение.

Казалось бы, история с гневными протестами против «художественного вымысла» в киноленте «Матильда» преподала достойный урок. Но иные мастера экрана продолжают безжалостно вторгаться в историю: одни ради сенсации, другие – ради идеологии. А сомнительный политический подтекст в художественных произведениях вызывает еще больший раскол в обществе. Неприятие нашими либералами недавнего 100-летия революции порождает безапелляционные приговоры вождю пролетариата Ленину, «отцу народов» Сталину, лидеру застоя Брежневу, разрушителю державы Горбачеву. Исторические фигуры – неоднозначные, и вместо ожидаемого единения нации в литературу и на экраны вбрасываются опасные ядра конфронтации.

Вспомните, опять же, недавний фильм «Демон революции», который воскрешает историю возвращения Ленина из эмиграции в Россию. Правительство Германии якобы выделяет ему деньги на госпереворот в нашей стране, а разрушить могучую Российскую империю поручает марксисту Александру Парвусу. Расписки свидетельствуют, что Израиль Лазаревич Гельфанд (таково подлинное имя международного авантюриста Парвуса) действительно брал деньги у немцев на революцию в России. Но вот брали ли у него деньги большевики, не доказано. Более того: Ленин всячески сторонился того, чтобы потянулся слух о немецких деньгах.

По сценариям Парвуса совершались цветные революции и в наше время – в Грузии, на Украине, в Сирии. Сегодня США и Запад развернули беспрецедентную информационную войну против России. Но наши телевизионные каналы наперебой приглашают на политические ток-шоу отъявленных русофобов, которые безнаказанно обливают грязью нашу страну и наших руководителей. Так что неслучайно, видимо, расплодились и мастера «художественных вымыслов», которые подвергают ревизии подлинную историю. Ну, и сочиняйте ковбойские скетчи с мифическими персонажами типа Терезы Мэй, Бори Джонсона и других невостребованных лиц! Только не искажайте прошлое, не создавайте надуманные сенсационные байки. Но отечественное телевидение, словно специально, отвлекает россиян от решения насущных проблем. А ведь перед страной, перед регионом, перед федеральными курортами стоят масштабные задачи, чтобы вернуть России, Ставрополью и Кавминводам добрую славу.

Анатолий КРАСНИКОВ.

  • Автор  Анатолий КРАСНИКОВ
  •  
    По теме
    В 2024 году планируется более 1500 выездов медицинских бригад в отдалённые территории Ставропольского края в рамках регионального проекта «За здоровье» - ТФОМС СК На Ставрополье продолжается практика выездов медицинских бригад в отдалённые территории края в рамках регионального проекта «За здоровье», инициированного Губернатором Владимиром Владимировым.
    ТФОМС СК
    Поделились опытом - Краевая больница 24 марта 2024 года сотрудники Ставропольской краевой клинической больницы приняли участие в конференции с медицинской общественностью Пятигорска,
    Краевая больница
    Всероссийская акция «Семейные традиции» - Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова С 29 марта по 14 апреля 2024 г. в рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников» пройдёт Всероссийская акция «Семейные традиции»,
    Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова
    Международная Премия #МЫВМЕСТЕ - Историко-краеведческий музей им. И.М. Солодилова 2 марта 2024 года был дан старт четвертому сезону Международной Премии  #МЫВМЕСТЕ Премия — это продолжение одноименной акции взаимопомощи и наследие Всероссийского конкурса «Доброволец России»,
    Историко-краеведческий музей им. И.М. Солодилова