Рубрику ведет Сергей Дрокин, главный редактор ноу «Редакция газеты «Пятигорская правда»
Вперед - без страха и сомненья
Цитата из стихотворения А. Н. Плещеева (1825-1893) «Вперед» (1846):
Вперед! без страха и сомненья,
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
Смелей! дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед.
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет.
Стихотворение это пользовалось широкой популярностью, а для поколения 40-50-х годов было своего рода «Марсельезой». Цитата «Вперед - без страха и сомненья» звучала как призыв к борьбе, всякого рода изменениям.
Борьба за существование
Заключительные слова заглавия знаменитого труда Чарльза Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за существование» (1859). Нужно сказать, что термин «борьба за существование» был известен в научной литературе еще в конце XVIII и начале XIX веков. Сам Дарвин в историческом очерке, предпосланном «Происхождению видов», и в письме (1857) к американскому ботанику Аза Грею называет своих предшественников (А. Де Кандоля, У. Герберта, Ч. Лайля,
Ч. У. Уэльса), которые писали о «борьбе за жизнь». Быть может, самым ранним вариантом этой формулы надо признать слова немецкого философа Лейбница (1646 - 1716) в его «Теодицее» (1710) о том, что с момента создания мира происходит «борьба между всеми возможными существами, претендующими на существование». Широкое признание теории Дарвина явилось причиной того, что термин «борьба за существование» вошел в литературную речь.
Не здешнего (не нашего) прихода
Приход - низшая церковно-административная организация православной церкви, район, где живут члены этой организации, «прихожане» своего «приходского» храма. В старину прихожане посещали обычно только свой храм, только в нем выполняли различные религиозные обряды. Лица, принадлежавшие к какому-либо приходу, не имели права венчаться в храме другого прихода, крестить в нем детей и проч. Замкнутость приходской жизни отражена в бытовом анекдоте, напечатанном в сборнике «Отрада в скуке, или Книга веселия и размышления» (1778): «В некоторой деревне священник, сказывая проповедь внятным слогом и чувствительными выражениями, привел в слезы слушающих его поселян; все плакали, исключая одного крестьянина. Его спросили, для чего он не плачет, на сие ответил он: «Я не здешнего прихода». Этот же анекдот в несколько измененной редакции под заглавием «Крестьянин с другого прихода» напечатан в «Спутнике и собеседнике веселых людей» (1776). Написанная на тему этого анекдота басня И. А. Крылова «Прихожанин» (1825), осмеивающая нравы «литературных приходов», враждующих между собой литературных группировок, заканчивается фразой: «Ведь я не здешного прихода». Выражение это, получившее крылатость, употребляется в значении: он чужой, не заодно с нами; что нам до него.
На сон грядущий
Выражение, употребляемое в значении «на ночь, перед сном», возникло из молитвенников, в которых имеется раздел молитв «на сон грядущим», то есть читаемых идущими ко сну. Точное употребление этого выражения редко. Например, в стихотворении П. А. Вяземского «Эсмеральда»:
Хотелось на сон нам грядущим
На дремлющий Лидо взглянуть.
Обычно же употребляется оно в измененном виде, в форме «на сон грядущий», то есть грядущим назван сон. У Пушкина в «Капитанской дочке», гл. 8: «Ну, братцы, - сказал Пугачев, - затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку». Но употреблялось это выражение в новом значении гораздо раньше, еще в XVIII веке. Например, в книге «Сказки русские», издания Петра Тимофеева (1787). Сказки собраны - по словам издателя - для чтения «на сон грядущий».