Рубрику ведет Виктор Зубенко, начальник ТО У Роспотребнадзора по СК в Пятигорске
Право потребителя на информацию
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Пятигорске поступает много жалоб от потребителей на нарушение их прав на информацию, на качество предоставляемых услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает для потребителей весьма широкие возможности по защите своих прав.
К ним относится в том числе и право на информацию об исполнителе услуги.
Право потребителя (гражданина) на информацию является одним из существенных в законодательстве Российской Федерации.
Оно гарантирует потребителю знание того, кто конкретно несет ответственность и обязанности перед ним за качество и безопасность конкретной услуги. Только на основе достоверной и полной информации гражданин может выбрать услугу, обладающую необходимыми ему качествами.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Так, в разделе 4 «Перевозка пассажиров и багажа легковым такси» определены обязанности исполнителя (фрахтовщика) услуги, которые предусматривают: принятие заказа потребителя с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения исполнителя услуги.
Исполнитель (фрахтовщик) обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ в журнале регистрации и сообщить потребителю номер принятого к исполнению заказа.
По прибытии легкового такси к месту его подачи исполнитель (фрахтовщик) сообщает потребителю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.
Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра.
Исполнитель (фрахтовщик) выдает потребителю (фрахтователю) кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.
На передней панели легкового такси справа от водителя должна быть размещена следующая информация:
- полное или краткое наименование исполнителя (фрахтовщика);
- условия оплаты за пользование легковым такси;
- визитная карточка водителя с фотографией;
- наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Если вид деятельности, осуществляемой исполнителем, подлежит лицензированию, то потребителю должна быть предоставлена вся информация о лицензии.
В последнее время стали поступать обращения граждан, которым исполнителем (фрахтовщиком) услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси отказано в предоставлении данной услуги по причине того, что гражданин якобы включен в «черный список».
Сразу хочу сказать, что это незаконно.
Согласно положениям п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.