Пятигорские «светописцы»

В свое время мне приходилось уже рассказывать на страницах «Пятигорской правды» о том, как были сделаны в Пятигорске одни из первых пейзажных снимков. Это произошло в 1842-м, всего три года спустя после обнародования открытий Л. Дагера и Ж. Ньепса, позволивших получать изображение на металлической посеребренной пластинке - дагеротипе. Уже тогда искусством светописи увлекся молодой петербургский чиновник С. Л. Левицкий, сопровождавший на Воды группу ученых. Собираясь в поездку, он приобрел «фотографический снаряд» и несколько дюжин посеребренных пластинок. Снимки Машука и Бештау, сделанные им, были представлены на Парижской выставке, где получили золотую медаль - первую в истории награду за фотоработы. Таким образом, последующая всемирная слава Левицкого, замечательного русского фотографа, берет начало в нашем городе.
Хорошо знают многие читатели «Пятигорской правды» и о Г. И. Раеве, этом «фотолетописце Кавказа», оставившем многие сотни, если не тысячи снимков окрестностей наших городов-курортов и горных ландшафтов. Публикации о нем не раз появлялись на страницах газеты. В них Григорий Иванович предстает, как правило, этаким одиноким Колоссом, олицетворяющим собой все фотографическое искусство Кавказских Минеральных Вод. А ведь искусство это родилось не на пустом месте.  
Так, считается, что первое в городе фотографическое заведение открыл поляк Окуловский в 1863 году. А откуда это известно? Из его объявления в газете «Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод» за 1863 год. Но ведь именно в 1853-м «Листок» только начал выходить. И очень вероятно, что А. К. Окуловский открыл свою фотографию гораздо раньше, а в 1863 году лишь воспользовался возможностью прорекламировать ее. 
Вскоре после первого, сообщавшего, что в «заведении фотографии» Окуловского принимаются заказы на съемку портретов, появляется другое - о том, что в магазине Атабекова имеются в продаже светописные стереоскопические виды Пятигорска, ценой в один рубль серебром. Кем были сделаны данные снимки? Третье объявление проясняет это: «большой выбор стереоскопических видов окрестностей Минеральных Вод и несколько замечательных видов Кавказа» продается в... фотографии Окуловского. Спрашивается: стал бы человек, сам умеющий снимать, торговать чужими снимками? Едва ли. И, стало быть, именно Окуловский своими работами первым (Левицкий не в счет) проложил дорогу и Раеву, и всем другим мастерам пейзажной фотографии, работавшим в Пятигорске.
Об этом фотографе удалось узнать и еще кое-что. По-видимому, дела у него шли неплохо - в 1866 году он сообщает об открытии филиала своего «фотографического заведения» в Кисловодске, близ Нарзанной галереи. И в том же году совершает поступок, свидетельствующий о благородстве души первого пятигорского «светописца»: «Пятигорский фотограф А. К. Окуловский принес в дар новоосвященному в Пятигорске храму Христа Спасителя значительное количество экземпляров вида этого храма в день его освящения, предоставив храму право распродажи их с тем, чтобы вырученные на них деньги были употреблены на устройство в одном из куполов башенных часов».


Это последнее, что можно сказать о первопроходце-фотографе. Вслед за ним открыл свое заведение некто Лухерганд, приехавший из Берлина. Но никаких следов в истории Пятигорска он не оставил. А в 1873 году владельцем фотографического заведения Окуловского оказался И. Ланге. О нем удалось найти кое-какие сведения. Скорее всего, он принадлежал к семейству переселенцев из Германии. Во всяком случае, во второй половине XIX века в Пятигорске практиковал доктор с такой же фамилией, который способствовал переезду сюда своих земляков, в частности семьи Кернер, о которой рассказывала «Пятигорская правда». Публиковался на страницах газеты и снимок, где доктор запечатлен с этим семейством, открывшим в городе мебельное производство. Очень может быть, что сделан снимок именно фотографом Ланге, явно родственником доктора.
Одно из объявлений в «Листке для посетителей Кавминвод» за 1869 год помогает ответить на некоторые вопросы, связанные с деятельностью пятигорских фотографов, о которых идет речь: «Учитель И. Ланге в доме Волобуева, рядом с прогимназией, принимает к себе на квартиру и на содержание мальчиков, учащихся в прогимназии, с тем, чтобы смотреть за ними».
Прежде всего, из этого объявления становится ясным, где находился дом Волобуева. Ведь Окуловский в своих объявлениях указывал его местоположение - «на бульваре, против гостиницы», то есть Ресторации. Слова же «рядом с прогимназией» указывают на то, что дом Волобуева располагался на той же стороне проспекта, что и Ресторация. Кроме того, краеведы знают: фотография Ланге, а следовательно и Окуловского, находилась в усадьбе, примыкавшей с запада к дому Орлова, на месте которого была выстроена гостиница «Бристоль». Сейчас место этой усадьбы занимает санаторий «Руно».
Данное объявление указывает также на профессию Ланге, которая, надо полагать, не давала ему достаточно средств к жизни, раз он решил устроить у себя домашний пансион для учащихся. Ну а потом обратился к светописи, приобретя размещавшееся в том же доме «заведение» Окуловского. Но и тут, видимо, особого успеха не добился, поскольку вынужден был сдавать свое ателье ищущим заработка художникам. Так, живший одно время в Пятигорске просветитель осетинского народа, поэт, публицист и художник Коста Хетагуров в 1901 году давал объявление о приеме заказов «по церковной, портретной и декоративной живописи», приглашая заказчиков в дом Ланге на Царской улице.
Однако фотографом Ланге был неплохим. И даже вошел в историю российской культуры благодаря своему снимку окрестностей Перкальской скалы, где, как предполагают многие исследователи, состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым. Снимок ценен, во-первых, тем, что показывает это место изменившимся значительно меньше, чем в наши дни. А во-вторых, свидетельствует о том, что и тогда, более ста лет назад, имелся интерес к этой скале как возможному месту поединка. Место же, где позже был поставлен памятник, впервые снял вместе со своим юным помощником Гришей Раевым фотограф Энгель, личность которого требует отдельного рассказа. Кстати сказать, есть сведения, что первые уроки «светописи» давал Раеву не кто-нибудь другой, а именно Ланге.

Вадим Хачиков, заслуженный работник культуры РФ.
На странице представлены фотоснимки из фондов Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова.

Марина Корнилова. 

 
По теме
Прокуратура Ставропольского края утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего генерального директора коммерческой организации.
В Ставрополе мужчина обвиняется в причинении смерти по неосторожности - СУ СК РФ В следственном отделе по Промышленному району города Ставрополь следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении мужчины.
СУ СК РФ
Поделились опытом - Краевая больница 24 марта 2024 года сотрудники Ставропольской краевой клинической больницы приняли участие в конференции с медицинской общественностью Пятигорска,
Краевая больница
Поэты и писатели земли Ставропольской - ЦБС города Лермонтова Кавказская земля подарила миру  своих замечательных деятелей культуры. Не только в нашем крае, но и за его пределами известны имена ставропольских писателей и поэтов.
ЦБС города Лермонтова
Едины мы душой — 2024 - КПРФ В Ставропольской краевой детской библиотеке им. А.Е. Екимцева состоялся городской фестиваль авторской песни и поэзии «Едины мы душой-2024» с участниками из ЛНР.
КПРФ