Рост цен на сельхозпродукцию не допустим

Ставропольское Управление федеральной антимонопольной службы России исполняет возложенные на него функции в рамках антимонопольного законодательства, руководствуясь федеральными законами «О защите конкуренции», «О торговле» при исполнении поручения ФАС России по обеспечению еженедельного мониторинга оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров.

В целях осуществления государственного контроля в области антимонопольного законодательства, предупреждения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов и физических лиц Ставропольское УФАС России проводит мониторинг агропродовольственных рынков закупочных и отпускных цен у 5 ведущих хлебозаводов, 3 мелькомбинатов, 5 сельхозпроизводителей зерна пшеницы, 1 заводапроизводителя масла подсолнечного, 5 молочных заводов и 4 сетевых торгово-розничных предприятий края. Информация ежемесячно систематизируется и размещается на официальном сайте управления. В рамках данного мониторинга налажен и проводится постоянный анализ уровня цен на продовольственные товары в торговых сетях.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации № 778 от 07.08.2014 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и недопущения необоснованного роста цен на отдельные виды продовольственных товаров в связи с введением запрета на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, на основании поручения ФАС России от 12.08.2014 № ИА/32275ПР/14 Ставропольское УФАС России проводит еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров: говядину, свинину, мясо кур, рыбу мороженую неразделанную, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капусту белокочанную, лук репчатый, морковь и яблоки.

Целью данного мониторинга является выявление и пресечение спекулятивного роста цен на продукты питания.

Мониторинг проводится с 25 августа минувшего года. Состав данного мониторинга - 12 хозяйствующих субъектов, предоставляющих информацию об оптовых ценах и остатках продукции на складах.

С целью мониторинга ценовой ситуации на территории СК с 19.08. 2014 в Ставропольском УФАС России открыта «горячая линия» по фактам завышения цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. Сотрудниками отдела осуществляется прием звонков и оперативной информации от граждан по фактам повышения цен на различные группы товаров. За время существования «горячей линии» поступило 256 обращений жителей Ставрополья, за текущий год поступило более 60 обращений. Все жалобы фиксируются, информация обобщается и проводятся соответствующие проверки. По жалобам, поступившим по телефонам «горячей линии», сотрудниками управления даются устные разъяснения, по письменным жалобам ответы направляются заявителям.

Хочется отметить, что кроме Ставропольского УФАС России наблюдение за рынками продовольственных товаров ведут органы исполнительной власти региона, органы местного самоуправления, органы статистики и другие контролирующие органы, в некоторых из них также открыты телефоны «горячей линии» по фактам завышения цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.

В начале текущего года Ставропольское УФАС России провело проверку обоснованности повышения цен на хлеб в 2014 году. В ходе проверки установлено, что незначительное повышение цен на хлеб в 2014 году было по следующим причинам:

1. Увеличение стоимости пшеницы, рост закупочной цены пшеницы у некоторых предприятий составил до 50%.

2. Увеличение стоимости сырья. Мука является основным сырьем для производства хлеба, рост стоимости муки у некоторых предприятий составил до 20%. Увеличение стоимости дополнительного сырья, используемого в процессе хлебопекарного производства стоимость дрожжей возросла на 12%, сахара - на 28,0.

3. Отмена с 2014 года государственной поддержки в виде субсидий, получаемых на производство хлеба из муки пшеничной 1-го сорта.

4. Увеличение затрат предприятий на ГСМ, энергоносители, накладные расходы.

Необходимо отметить, что у некоторых предприятий наблюдается низкая рентабельность по производству хлеба, а иногда и отрицательная рентабельность (особенно по производству хлеба пшеничного из муки 1-го сорта (социальная булка)) при неизменной отпускной цене, что как следствие приводит к перераспределению расходов на другие виды производимой продукции.

По результатам проведенной проверки управление не выявило нарушений антимонопольного законодательства, однако в начале 2015 года на телефон «горячей линии» управления стали поступать многочисленные жалобы жителей города Ставрополя о том, что в середине месяца значительно выросла цена на хлеб, производимый ЗАО «Хлебозавод № 3». В результате в настоящее время управлением проводится очередная проверка обоснованности повышения цены.

В настоящее время управление также проводит проверку фактов резкого подорожания сахара и гречки. Проводится антимонопольное расследование, запрошены объяснения о повышении оптовых цен у соответствующих предприятий.

Управление еженедельно получает от крупных торговых сетей перечни предприятий-поставщиков, которые подняли оптовые отпускные цены на продукты питания, и в каждом случае происходит выяснение причин роста цен.

Напомним, что противоправными действиями по антимонопольному законодательству являются: нарушение статьи 10 Закона «О защите конкуренции» - злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на определенном товарном рынке; нарушение статей 11 и 11.1, которыми установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю контролирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Объектами антимонопольного реагирования являются хозяйствующие субъекты, которые имеют долю на рынке определенного товара более 50% и, следовательно, занимают доминирующее положение.

Следует отметить, что в Ставропольском крае ни одна торговая сеть не занимает доминирующего положения на товарном рынке розничной реализации продовольственных товаров: этот рынок конкурентный. Поэтому выявлять нарушения антимонопольного законодательства очень проблематично в рамках действующего законодательства, но тем не менее управлению удалось доказать факт нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке реализации мяса птицы.

В Ставропольское УФАС России на телефон «горячей линии» поступили многочисленные жалобы от жителей Ставропольского края, в которых сообщается, что на куриную продукцию торговой марки «Благояр» в магазинах края резко увеличились цены. В ходе проверки было установлено, что цены в магазинах увеличились из-за отпускной цены производителей продукции. В результате управлением совместно с прокуратурой Ставропольского края были организованы выездные проверки на заводы, занимающиеся производством мяса птицы. В ходе проверки были выявлены факты нарушения Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе продолжительного рассмотрения дела Ставропольским УФАС России была проделана кропотливая работа: проведен анализ рынка оптовой реализации мяса птицы, в ходе которого установлено коллективное доминирование ЗАО «Ставропольский бройлер» и ООО «Птицекомбинат», изучено большое количество документации, представленной сторонами в обоснование доводов сторон об отсутствии с их стороны нарушения.

В результате рассмотрения дела комиссия выявила нарушения, выразившееся в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара, в части необоснованного повышения цены на производимую продукцию: мясо птицы. Выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения путем перерасчета отпускных цен.

В настоящее время в управлении рассматривается административное дело в отношении вышеупомянутых организаций.

Население нашего края может быть уверено в том, что в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства управлением в рамках полномочий принимаются все необходимые меры, направленные на недопущение необоснованного роста цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.

Фотографии
  •  
    По теме
    На очередном заседании Думы края под председательством Николая Великданя заслушали отчет начальника Главного управления МВД России по Ставропольскому краю Андрея Мишагина о деятельности полиции за 2023 год.
    В краевом управлении ФНС России состоялось заседание общественного совета под председательством главы «Конгресса деловых кругов Ставрополья» Владимира Гурьянова.
    Елена ДАГОВА Фото: «Россети Северный Кавказ» Более 72,8 тысячи интеллектуальных приборов учета электроэнергии установят энергетики «Россети Северный Кавказ» в регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО)
    Мужчина 63 лет проходил лечение в отделении гематологии Ставропольского краевого клинического онкологического диспансера с 2020 г. Диагноз – острый лейкоз.
    Министерство Здравоохранения
    Хирургическая служба Ставрополья обозначила круг рабочих задач на 2024 год - Краевая больница 29 марта 2024 года в конференц-зале ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница» состоялась краевая научно-практическая конференция врачей-хирургов «Итоги работы хирургической службы края в 2023 году и задачи
    Краевая больница
    30 - Георгиевская ЦБС В годы самых тяжелых испытаний, какая бы военная гроза не приходила на нашу землю, рядом с мужчинами всегда вставали на защиту Отечества героические русские женщины.
    Георгиевская ЦБС
    29-3.jpg - Георгиевская ЦБС 28 марта в Городской библиотеке №2 прошло очередное заседание клуба «Сильные духом», участники которого члены Всероссийского общества инвалидов города Георгиевска.
    Георгиевская ЦБС