Танцуют все!

Представляю, как часто этот призыв звучит сегодня на новогодних праздниках – балах, вечерах, корпоративах. А вот предкам нашим, лечившимся на курортах в позапрошлом столетии, он был совершенно не нужен. И без всяких призывов они при малейшей возможности пускались в пляс. Вот свидетельство очевидца, опубликованное в одном из первых номеров «Сезонного листка для посетителей Кавказских Минеральных Вод», который начал выходить в 1863 году: «Бывает и еще кое-что, чего не найдешь нигде, разве что в добром домашнем кругу: в ранний и свежий утренний час под звуки оркестра и падающего в источник стакана мы танцуем… Танцуем и вечером во вновь отделанном воксале, и танцуем без церемоний, без приглашений, без объяснений… Нам обещают приготовить воксал к ежедневным импровизированным танцам, а не к одним только заказным, наперед объявленным балам. Тем лучше, тем веселее, тем проще!».

Тяга к танцам появилась у «водяного общества» с первых же лет существования курорта. Полистайте художественные произведения, описывающие наши курорты, или мемуарную литературу – всюду найдете описания, или хотя бы упоминания о балах, танцевальных вечерах и вечеринках с танцами. Вот, скажем, повесть «Медальон», написанная Еленой Ган: «... на скате одной из гор отыскали лощину, срыли, уравняли и разбили на ней палатку для дам. За несколько дней до праздника все готовились к охоте и танцам. Наконец настал желанный день... Общество оживлялось, становилось шумнее; вместо торжественной увертюры музыка заиграла вальс, и в палатке открылся бал». Как видим, место не имеет значения – танцевали в палатках и даже в калмыцких кибитках, одно время служивших жильем для приезжих. В набросках к своему не написанному «Роману на Кавказских водах» А. С. Пушкин упоминает «вечера в калмыцкой кибитке», которые устраивает одна из героинь.

Под какую музыку плясали первые курортники? Их вполне устраивали нехитрые мелодии, которые исполняли военные музыканты из полковых оркестров, имевшихся в гарнизонах Константиногорской и Кисловодской крепостей. Днем они озвучивали разводы и строевые занятия, а вечерами исполняли танцевальную музыку на балах, которые стали устраивать, как мы видим, даже не имея соответствующих помещений. А уж когда появились большие залы в кисловодской (1823 года) и пятигорской (1826 года) Ресторациях, балы и танцевальные вечера сделались регулярными.

Вспомним роман М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: «Зала ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались... Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились». Примерно в то же время был написан и роман Е. Хамар Дабанова (Псевдоним Е.Лачиновой) «Проделки на Кавказе». В нем читаем: «Пятигорские балы довольно благовидны, зала, где танцуют, опрятно содержана, изрядно освещена; музыка порядочная».

О балах и танцевальных вечерах исправно сообщала местная пресса:

1863 год. «В помещении гостиницы (Пятигорской Ресторации) начались танцевальные вечера, и будут продолжаться в течение всего курсового времени до двух раз в неделю. Подписная цена на все вечера на всех Водах – 10 р. Разовый вход – 1р. (мужчины). Дамы – бесплатно».

1874 год. «Вокзал (Железноводский),в котором содержится ресторан, устраивает танцевальные вечера».

1888 год. «Еженедельно 1 или 2 раза в гостинице «Минеральные Воды» (Пятигорск) бывают танцевальные вечера, имеющие чисто семейный характер. Мужчины платят 1 р., дамы и дети вводятся бесплатно».

1896 год. «Семейные танцевальные вечера в Компанейской гостинице (Ессентуки) обыкновенно раз в неделю».

1902 год. «В Пятигорском общественном собрании назначены танцевальные вечера. Мужчины платят за вход 1 р. с правом ввода двух дам. Дамы платят 50 к. Форма одежды – летняя, но мужчины – обязательно в перчатках».

Польский, вальс, кадриль, мазурка – вот что танцевали на этих балах. Впрочем, со временем танцев стало куда больше. Журналист Е. Ведеревский в книге очерков «От Зауралья до Закавказья» приводит текст объявления, прибитого к стенке Елизаветинской галереи: «Г. и г-жа Т-ины, приехавшие в Пятигорск, имеют честь известить почтеннейшую публику, что ими открыт танц-класс, в коем ежедневно будут преподаваться следующие танцы: минуэт, кадриль, вальс в три па, в два па, в один па, редова (как поясняет один старинный словарь, это – богемский танец, подобный мазурке и польке) с тремя фигурами, мазурка, полька-мазурка с оребуром (нет ни в одном словаре), ролька-венгерка, шотиш (тоже нет в словарях), гавот, редова с восьмью фигурами, матлот английский, матлот испанский, матлот шотландский, русская с шалью, русская с венком, казак-шаль, казак венгерский, казак запорожский, соло-тамбурин, тамбурин-па-де-де, соло-букет, гирлянда, цыганская пляска, качуча, гитана с кастаньетами, фандаго – всего 31 танец».

Пристрастие к танцам вызывало кое у кого из сторонних наблюдателей ироническое отношение. Вот как, например, описала сборище любителей поплясать Е. Лачинова: «Но когда начинаются танцы – тут смех и горе! Когда все эти лица, бледные, изнуренные от лечения и насильственного пота, задвигаются, невольно помыслишь о сатанинской пляске. И тут же, для довершения картины, проделки пехотных офицеров ногами, жеманство провинциального селадона, шпоры поселенного улана, припрыжка и каблуки гусара, тяжелые шаги кирасира, притворная степенность артиллериста... проказы моряка, дерзкие ухватки козако-лампасного драгуна. Все странно и забавно!». Еще более ядовито оценил увлечение танцами Е. Ведеревский: «Серная вода действует на все «водяное общество». Все спадают с лица, худеют, хиреют, и я не понимаю, как у них еще остается охоты плясать в собрании. Днем ползают, как осенние мухи, а вечером прифрантятся и прыгают до полуночи».

Но не будем осуждать за это наших предков. Они хорошо знали, что лечение идет успешнее, если человек во время него не скучает. Вот и плясали от души, как, впрочем, и нынешние гости курорта.

Вадим ХАЧИКОВ,

заслуженный работник культуры РФ.

  • Автор  Редакция
  •  
    По теме
     
    В Ессентуках продолжают сносить незаконные торговые павильоны - News.1777.Ru В перечне торговых объектов, попавших под запрет, 14 ларьков. Самое большое скопление самостроя зафиксировано на улице Маркова 76, здесь в присутствии межведомственной комиссии сносят уже второй заброшенный павильон.
    20.07.2018 News.1777.Ru
    Дежурная смена спасателей ПАСС СК выдвинулась на поиски 51-летней уроженки города Невинномысска, которая пропала без вести 10 июля.
    20.07.2018 Газета Кавказская здравница
    Следственным отделом ОМВД России по городу Невинномысску окончено предварительное расследование уголовного дела по обвинению жителя Краснодарского края в совершении мошенничеств и присвоения имущества.
    20.07.2018 Газета Кавказская здравница
    Документальная фотовыставка с таким названием, приуроченная к 100-летию расстрела царской семьи, открылась в Выставочном зале (ул.
    20.07.2018 Кисловодский Экспресс
    Актёр Борис Клюев сыграл многих представителей высшего военного руководства Народный артист России Борис Клюев родился в Москве 13 июля 1944 года.
    18.07.2018 Ставропольские губернские ведомости
    Спортивные объекты, возведенные в курортном городе к чемпионату мира по футболу, продолжат свою жизнь в рамках Федеральной программы Наследие ЧМ-2018.
    19.07.2018 Кисловодский Экспресс
    Система сбора и вывоза мусора в частном секторе, программа поддержки местных инициатив, качество уборки городских улиц и дефицит уличных фонарей в станице  – на встречах звучали самые острые вопросы, как общие для всего города,
    19.07.2018 Администрация г. Пятигорск